Центральный аппарат Национального банка

Еще один новый структурный подраздел в Центральном аппарате Национального банка - Управление методологического и нормативно-организационного обеспечения финансового мониторинга. Создание этого Управления связано с тем, что Украина постепенно включается в борьбу с отмыванием денег, полученных преступным путем. Одной из предпосылок эффективности этой борьбы есть наличие четкой законодательной и правовой базы. В 2002 г. Верховная Рада Украины постановила Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем». В этом же году был образован Государственный департамент финансового мониторинга как правительственный орган государственного управления, основной задачам которого является реализация государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. К процессу отмывания денежных средств могут быть втянуты разные субъекты, но следует отметить, что без банков этот процесс объективно невозможный. Все это обусловило создание специального управления в Центральном аппарате НБУ - Управление методического и нормативно-организационного обеспечения финансового мониторинга.

В 2003 г. Правление НБУ приняло решение о создании двух комитетов, которые являются консультативно-совещательными коллегиальными органами, - Комитет по управлению активами и пассивами и Комитет по монетарным вопросам.

Комитет по управлению активами и пассивами и Комитет по монетарным вопросам.

Комитет по управлению активами и пассивами Национального банка возглавляет первый заместитель Председателя Национального банка. Количественный и персональный состав комитета утверждается Главой Национального банка по представлению главы комитета.

Основные задачи Комитета:

  1. разработка рекомендаций из формирование и реализации политики эффективного управления финансовыми активами и пассивами Национального банка;
  2. постоянный мониторинг рисков и финансовых результатов за операциями с активами и пассивами Национального банка;
  3. обеспечение взаимодействия структурных подразделов и единиц системы Национального банка по вопросам управления финансовыми активами и пассивами Национального банка.

Комитет по монетарным вопросам возглавляют глава - Глава Национального банка и сопредседатель - первый заместитель Председателя Национального банка. Персональный состав Комитета утверждает Глава Национального банка. В состав комитета входят работники Национального банка, которые определяют и реализуют монетарную политику, а также работники научных, учебных учреждений, органов государственной и законодательной власти, которые исследуют проблемы монетарной политики.

Основными задачами Комитета является рассмотрение и подготовка рекомендаций на рассмотрение Правления Национального банка по таким вопросам:

  1. определение эффективной монетарной политики и использование инструментов ее реализации;
  2. анализ результатов проведения монетарной политики;
  3. структура и размер государственного долга, а также методы управления долгом;
  4. определение экономических нормативов, которые регламентируют деятельность банков, порядка формирования и использование резервов на покрытие банковских рисков;
  5. координация монетарной и фискальной политики, сотрудничества с Международным валютным фондом и Мировым банком.

Территориальные управления (филиала) НБУ — структурные подразделы Национального банка созданы во всех областных центрах, Автономной республике Крым и по г. Киеву и Киевской области. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных управлений осуществляется по решению Правления НБУ.

Статус территориальных управлений определен в Законе «О Национальном банке Украины». Территориальные управления не наделены правами юридического лица, поэтому они имеют право действовать лишь от лица Национального банка в пределах полученных от него полномочий на определенной территории. Отношения территориальных управлений с банками и с другими организациями и учреждениями, например отношения относительно рефинансирования банков, оформляются договорами, которые заключаются управлениями от лица Национального банка.

Основные задачи, функции и права территориальных управлений регламентируются «Положением о филиалах (территориальные управления) Национального банка Украины». Положение возлагает на территориальные управления ряд задач. Основные из них - проведение денежно-кредитной политики, направленной на поддерживание внутренней и внешней стабильности гривны, укрепление банковской системы, эффективное управление денежным рынком согласно Основным основам денежно-кредитной политики.

Функции и права территориальных управлений реализуются в разных сферах деятельности Национального банка как центрального банка страны, в частности в сфере регулирования денежного оборота, валютного регулирования и валютного контроля, организации налично-денежного оборота, банковского надзора, организации расчетов, бухгалтерского учета, отчетности банков, экономического анализа, статистики и в некоторых других сферах соответственно положению НБУ. Так, например, в сфере регулирования денежного оборота территориальные управления осуществляют надзор за соблюдением банками норм обязательного резервирования, заключают с банками от лица НБУ кредитные соглашения за соответствующими механизмами рефинансирования, осуществляют контроль за выполнением настоящих соглашений и т.п.. В сфере организации налично-денежного оборота территориальные управления анализируют обращение денежной наличности на соответствующей территории и составляют прогнозы кассовых оборотов банков, осуществляют кассовое обслуживание банков (прием и выдача денежной наличности, экспертиза дензнаков, обмен денежной наличности), организовывают и осуществляют инкассацию и перевозку дензнаков, осуществляют контроль за соблюдением банками действующего законодательства относительно ведения операций с денежной наличностью и т.п..

Права территориальных управлений определенной мерой ограниченные. Так, они не имеют права выдавать нормативные акты, но могут вносить в Юридический департамент Национального банка предложения относительно усовершенствования действующего законодательства и нормативно-правовых актов НБУ, могут принимать участие за задачей НБУ в подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Национальный банк обеспечивает территориальные управления имуществом - подвижным и недвижимым. Стоимость имущества отображается на балансе территориального управления, который является составляющей консолидированного баланса НБУ. Территориальные управления самостоятельно расходуют средства по направлениям и в пределах, которые предусмотрены сметой. Доходы и расходы территориальных управлений є составляющими сметы доходов и расходов Национального банка.

Территориальное управление НБУ возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается из нее по приказу Главы Национального банка.

Функциональная структура территориальных управлений НБУ в основном дублирует структуру Центрального аппарата. Но учитывая меньший объем полномочий территориальных управлений сравнительно с центральным аппаратом их основными функциональными подразделами являются управления и отделы. Следует отметить, что территориальные управления разных регионов имеют не одинаковую функциональную структуру. Основной критерий, который определяет структуру территориального управления, это насыщенность региона банками. Для сравнения приводится структура двух управлений: Главного управления по г. Киеву и Киевской области, где сосредоточенно больше 50 % всех от зарегистрированных в НБУ банков, и управление НБУ Винницкой области, где не зарегистрировано ни одного банка, а на территории области действуют только филиала и отделение банков, которые зарегистрированы в других областях.

Структурными подразделами территориальных управлений НБУ есть расчету палаты, которые обслуживают в СЭМП банки соответствующего района.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы