Аудит Национального банка Украины

Контроль является составляющей управления общественным воспроизведением. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

Контроль представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, фиксацию и устранение нарушений и недостатков в разных сферах общественной жизни.

Понятие контроль есть многогранным, отображает разные аспекты его реализации. Более глубокому осознанию самого понятия «контроль» оказывает содействие его низменность на отдельные виды, т.е. классификация контроля.

В зависимости от организационных форм различают государственный, ведомственный, внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Государственный контроль осуществляют государственные органы контроля и управление, например государственная контрольно-ревизионная служба, государственная налоговая администрация и т.п.. Согласно Закону Украины «О Национальном банке Украины» в части движения средств Государственного бюджета Украины, анализа выполнения сметы финансовую проверку Национального банка осуществляет Счетная палата.

Ведомственный контроль осуществляют министерства, другие центральные органы государственного управления. В Украине координация и методическое обеспечение контрольно-ревизионной работы в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах, а также контроль за состоянием этой работы осуществляется органами государственной контрольно-ревизионной службы. К ведомственному контролю можно отнести надзорную деятельность НБУ, которая охватывает все банки, их подразделы, аффилированных и родственных лиц банков, а также других юридических и физический лиц в части соблюдения требований законодательства относительно осуществления банковской деятельности.

Внутрихозяйственный контроль за деятельностью структурных подразделов осуществляется в обществах, учреждениях их руководителями и специалистами, штатными контролирующими работниками. Внутрибанковский контроль направлен на проверку соблюдения специалистами банка установленных процедур, правил и полномочий в ходе принятия управленческих решений, требований законодательства, нормативно-правовых актов и внутренних нормативных банковских документов, а также обеспечение эффективности управления банком и рисками, связанными с банковской деятельностью.

Аудиторский контроль осуществляют независимые лица (аудиторы), аудиторские фирмы, которые уполномоченные субъектами хозяйствования. Он может осуществляться по инициативе субъектов хозяйствования, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В зависимости от источников информации, которые используются при осуществлении контроля, он делится на документальный и фактический. Документальный контроль состоит в определении достоверности и соответствия действующему законодательству хозяйственных операций на основе первичных документов, учетных регистров и отчетности, в которых они нашли свое отображение. Фактическим называется контроль, за который качественное и количественное состояние объекта, который проверяется, определяется по помощи обследования, перечисление, инвентаризации и т.п.. Указанные виды контроля тесно взаимосвязанные, и лишь их общее осуществление дает возможность установить фактическое состояние объекта контроля.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы