Предыдущий и следующий контроль

Учитывая время осуществления контроль разделяют на предыдущий и следующий. Предыдущий контроль осуществляется к принятию управленческих решений, выполнение хозяйственных операций и отображение их в бухгалтерском учете. В банках предыдущий контроль передует выполнению банковских операций или предоставлению услуг. В свою очередь, в зависимости от экономической сущности банковской операции или услуги предыдущий контроль может быть только первичным или первичным и дополнительным. Первичный контроль осуществляют, как правило, ответственные исполнители, которые получают документы для оформления операций или услуг от клиентов и работников банка. Дополнительному контролю подлежат операции, которые имеют для банка важное значение. Перечень таких операций и порядок их контроля определяются банками самостоятельно с учетом требований действующего законодательства.

Следующий контроль осуществляется после выполнения хозяйственной операции и отображение ее в бухгалтерском учете на основе данных, зафиксированных в первичных документах, учетных регистрах и отчетности. Он имеет целью выяснить самые существенные факторы, причины, которые положительно и особенно отрицательно повлияли на раньше выполненные банковские операции. Следующий контроль помогает проявить недостатки предыдущего контроля и выяснить их причины, а также определить конкретные пути улучшения и недопущение у дальнейшему выявленных недостатков и нарушений.

В зависимости от субъектов контроля различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль производится независимыми субъектами контроля, в частности аудиторскими фирмами, государственными контрольными органами и т.п.. Внутренний контроль реализуется органами управления, специальными структурными подразделами и работниками.

В зависимости от формы проведения и системы контрольных действий различают проверку, ревизию и аудит. Проверка представляет собой обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности общества, учреждения или их подразделов. Следствия проверки оформляются справкой или докладной запиской.

Ревизия — это форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности, способ документального изобличения нехваток, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт.

Аудит, соответственно Закону Украины «Об аудиторской деятельности», — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Аудит делится на внешний и внутренний. Внешний
аудит
проводится независимым (внешним) аудитором (аудиторской фирмой) для определения состояния банка на основе анализа учета и отчетности, а также имеет целью подтверждения (неподтверждение) финансовой отчетности банка. Согласно положениям Закона Украины «О Национальном банке Украины» Совет Национального банка не позднее 1 ноября отчетного года принимает решение об аудит НБУ и определяет аудиторскую фирму, которая имеет соответствующий опыт работы, для проверки годового отчета и представление аудиторского вывода. Национальный банк обязанный соответственно заключенному с аудиторской фирмой договору предоставлять отчетность и информацию, необходимую для проведения аудиторской проверки.

Соответственно международным стандартам аудита внешний аудитор должен получить достаточное подтверждение относительно отсутствия существенных ошибок в финансовой отчетности, а также достаточное представление о системе внутреннего контроля и деятельность внутреннего аудита в банка. С целью повышения качества и оперативности проведения аудита, а также уменьшение расходов на его проведение внешние аудиторы могут координировать свою работу с внутренними аудиторами, выяснять адекватность внутреннего аудита целям внешнего.

По итогам аудита составляется аудиторский вывод. Совет Национального банка, соответственно ст. @ 9 закона «О Национальном банке Украины», рассматривает аудиторский вывод и утверждает бухгалтерский баланс Национального банка, публикует в официальных печатных средствах массовой информации ежегодный баланс Национального банка.

Внутренний аудит — это независимая деятельность аудиторской службы банка из проверки и оценки деятельности центрального аппарата и структурных подразделов банка в его интересах. Внутренние аудиторы осуществляют более глубокий (чем внешние аудиторы) анализ, проверку, оценку и изучение разных аспектов банковской деятельности. Это связано с функциями, которые присущи внутреннему аудита. Основные задачи внутреннего аудита в банках состоят в такому:
1) обеспечение соответствующей сохранности банковских активов, документов, имущества и ценностей;
2) проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего банковского контроля;
3) проведение идентификации и управление банковскими рисками;
4) проверка соблюдения структурными подразделами банка действующего законодательства и нормативно-правовых актов НБУ в процессе осуществления банковских операций;
5) проверка полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, соответствия правил их ведение и составление действующему законодательству;
6) разработка предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращение их в дальнейшему;
7) оценивание нынешних действий банка с точки зрения достижения стратегических целей и задач в будущем;
8) предоставление работникам функциональных подразделов банка консультаций по разнообразным вопросам, связанных с банковской деятельностью.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы