Этапы аудита структурных подразделов НБУ

Аудит структурных подразделов НБУ состоит из нескольких этапов, каждый из которых предусматривает решение конкретных задач, а в совокупности они направлены на реализацию главной цели аудита - анализа и оценивания адекватности, эффективности и достаточности применения механизмов системы внутреннего контроля, состояния управления рисками, полноты, своевременности и достоверности отчетности, соблюдение нормативно-правовых актов, решение других вопросов, связанных с деятельностью структурных подразделов, разработка предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращение их в дальнейшему.

На первом этапе осуществляется подготовка к аудита, которая связана с получением более полной картины о деятельности объекта аудита, подготовкой программы и рабочего плана аудита, других необходимых материалов. Изучение объектов, которые подлежат аудиту, базируется на использовании разных источников информации, среди которых: бухгалтерские и статистические отчеты; аудиторские отчеты по результатам аудита, осуществленного в предыдущие периоды; приказы и постановления Правления НБУ; другие официальные материалы Национального банка.

На основе изучения материалов, которые характеризуют деятельность подразделов, которые будут проверяться, и исходя из поставленных перед аудитом задач определяется перечень вопросов аудита структурного подраздела.

Второй этап аудита — непосредственное проведение аудита на объекте. По прибытии на место руководитель рабочей группы аудита предъявляет руководителю структурного подраздела, который подлежит проверке, копию приказа или удостоверение о проведении аудита. Руководитель структурного подраздела обязан создать участникам рабочей группы аудита соответствующие условия для качественного проведения аудита.

Поскольку каждая банковская операция оформляется соответствующими документами, постольку аудиторы оценивать достоверность и законность осуществленных операций начинают прежде всего из проверки банковских документов, особенно первичных, что обосновываются, подтверждают хозяйственные операции и предоставляют юридической силы данным бухгалтерского учета.

Без использования методических приемов проверки первичной документации, записей в учетных регистрах и отчетности невозможная никакая контрольная деятельность. В процессе аудита применяются хорошо известные и надежные приемы и методы контроля. В частности, можно выделить такие приемы документального контроля, как формальную, арифметическую, хронологическую, логическую, встречную проверку
документов, оценку документов на основе данных корреспонденции счетов, проверку в сущности, наблюдение и т.п..

Кроме методов и приемов документального контроля, во время аудита применяются приемы фактического контроля, особенно инвентаризация. Последняя обеспечивает соответствие учетных данных об объеме средств, денежных обязательств и имущества их фактической величине.

Следующий, третий, этап аудита предусматривает оформление его результатов.

По результатам аудита члены рабочей группы составляют промежуточные акты отдельно по каждому вопросу рабочего плана, которое проверялось. В случае выявления нехватки средств, товарно-материальных ценностей и необходимости употребления срочных мер по устранению выявленных проверкой нарушений или злоупотреблений, не ждя Окончание аудита, может быть составленный отдельный (промежуточный) акт. Промежуточные акты составляются также по итогам ревизий оборотной кассы, кассы перечисления, денежных хранилищ, осуществленных контрольных обмеров и т.п..

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы