Национальный банк Украины

Национальный банк Украины со статусом центрального эмиссионного банка государства был образован в 1991 г. на базе Украинской республиканской конторы Госбанка СССР, которую было объявлено собственностью Украины.

На современном этапе правовой статус Национального банка Украины определяется на двух уровнях: конституционному и специальному законодательному.

Согласно Конституции Национальный банк Украины - это центральный банк государства, основной функцией которого являются обеспечения постоянства денежной единицы. Конституция Украины, определяя особый статус НБУ, установила полномочие Верховной Рады Украины и Президента Украины относительно формирования Рады Национального банка и назначение на должность и освобождение от должности главы Национального банка.

На законодательном уровне правовое положение НБУ регулируется специальным законом «О Национальном банке Украины», который был принятый Верховной Радой Украины 20 мая 1999 г. Отвесное развитие банковской системы обусловило необходимость принятия отдельного закона о центральном банке страны, который бы повышал его ответственность за обеспечение стабильности денежной единицы, четко очерчивал его статус и место в системе органов государственной власти.

Согласно закону Национальный банк — это центральный банк Украины, особый центральный орган государственного управления, функции, операции, полномочие и принципы функционирования которого определены в Законе. Об отдельных функциях (направления деятельности) Национального банка упоминается в некоторых нормах Закона Украины «О банках и банковской деятельности» .

Четкое определение правового статуса Национального банка чрезвычайно важное как для нормативно-правового регулирования деятельности самого банка, так и для его взаимоотношений с коммерческими банками и органами государственной власти. Для понимания статуса Национального банка необходимо выяснить, есть он органом государственной власти или учреждением другого рода. Деятельность Национального банка имеет особый характер. С одной стороны, Национальный банк - это орган государства, на который положено выполнения специфических задач и функций и который ведает правовым регулированием определенного общественного отношения и осуществляет надзор за банками. С другой стороны, Национальный банк - юридическое лицо. Он осуществляет деятельность, результатом которой являются получения доходов, которые покрывают расходы банка. Функции Национального банка относительно обеспечения стабильности денежной единицы Украины и эмиссии денег имеют особую правовую природу. Они, безусловно, принадлежат к функциям государственной власти и системы государственного управления, поскольку Национальный банк, выполняя эти функции, выступает от лица государства. Итак, можно сделать вывод, который Национальный банк - это орган государственной власти и что он имеет особый статус в системе этих органов.

Если Национальный банк является органом государственной власти, то стоит вопрос о его принадлежности до одной из существующих ветвей власти. Соответственно Конституции Украины государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Бесспорно, к законодательной и судебной ветвям власти Национальный банк нельзя отнести. Это настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Что касается исполнительной власти, то следует отметить, что в Конституции нет ни одного вспоминания о том, что Национальный банк является составляющей системы органов исполнительной власти, ни о том, что к системе этих органов входят особые центральные органы государственного управления. Учитывая это наиболее правильной выдается мысль о том, что Национальный банк - это орган государственной власти, но выведенный за границы трех ветвей государственной власти и наделенный специальным статусом.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы