Национальный банк Украины — банкир и финансовый агент правительства

Национальный банк Украины — банкир и финансовый агент правительства. В деятельности Национального банка из обслуживание правительства можно выделить несколько важных вех:

  1. в 1993 г. в Украине была внедрена новая система кассового выполнения государственного бюджета, благодаря которой правительство потеряло возможность автоматического использования кредитов НБУ для финансирования дефицита государственного бюджета;
  2. в 1995 г. правительство Украины начало эмиссию государственных ценных бумаг (облигаций внутреннего государственного займа). Развитие рынка государственных ценных бумаг дало возможность Национальному банку начиная с 1997 г. прекратить предоставление кредитов правительства для финансирования дефицита государственного бюджета. Вместе с тем на Национальный банк были положенные новые зобов'язння в части управления внутренним государственным долгом. Национальный банк на правах финансового агента правительства осуществляет размещение государственных ценных бумаг (ОВДП), а также платежи с уплаты дохода и погашение облигаций по доверенности и за счет средств Государственного казначейства Украины;
  3. начиная с 1997 г. проводилось поэтапное переведение кассового выполнения государственного бюджета из банковской на казначейскую систему, которая предусматривает обслуживание Казначейства через единый казначейский счет, открытый в Национальном банке Украины, а итак, и консолидацию бюджетных средств на счетах в НБУ.

Национальный банк Украины — проводник денежно-кредитной политики государства. Обзор денежно-кредитной политики в Украине за период с 1992 по 2004 гг. дает возможность выделить в деятельности Национального банка несколько этапов.

Первый этап, который охватывает 1992—1994 гг., характеризовался тем, что денежно-кредитная политика подчинялась эмиссионной поддержке бесперспективной экономической системы и эмиссионному финансированию дефицита государственного бюджета. Следствием такой экспансионистской политики Национального банка Украины стали гиперинфляция и катастрофический спад производства. Индекс цен потребительского рынка представлял в 1993 г. — 10 256 %. Реальный объем ВВП сократился в 1993 г. почти на 14 %, а в 1994 г. еще больше — на 23 % .

С 1995 г. Национальный банк изменяет курс своей политики соответственно изменению курса общеэкономической политики государства. Правительство проводит ряд структурных реформ, вводит рыночные инструменты регулирования экономики, в частности переход на долговое финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. финансирование за счет заимствования правительством средств на рынке государственных ценных бумаг.

Денежно-кредитная политика Национального банка на втором этапе, который охватывает 1995—1997 гг., была направлена на торможение темпов инфляции, достижение стабилизации банковской системы, проведение денежной реформы. Национальный банк постепенно овладевает рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Так, с целью обеспечения равного доступа всех банков к кредитам центрального банка НБУ вводит кредитные аукционы и ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг дало возможность Национальному банку начать проведение операций на открытом рынке, в частности проведения операций репо. Результатом общеэкономической политики государства, рестрикцийной денежно-кредитной политики НБУ и изобразило проведенной денежной реформы стало снижение темпов инфляции и темпов падения реального объема ВВП. Индекс цен потребительского рынка представлял в 1997 г. 110 %, а
реальный объем ВВП сократился на 3 % .

В 1998 г. на денежном рынке Украины под влиянием как внутренних, так и внешних факторов экономического и политического характера сложилась кризисная ситуация, которая поставила под угрозу стабильность гривны. Вдоль третьего этапа, который охватывает 1998—1999 гг., Национальный банк проводил политику, направленную на содержание стабильности гривны, он неоднократно повышал норму обязательных резервов, учетную процентную ставку, ввел мораторий на рефинансирование коммерческих банков, использовал такой мобилизационный монетарный инструмент, как депозитные сертификаты НБУ.

В послекризисный период начиная с 2000 г. и к настоящему времени (четвертый этап) Национальный банк проводит денежно-кредитную политику, направленную, с одной стороны, на контроль по темпам инфляции, годовое значение которой не должно превышать установленного программного показателя, а с другого — на создание монетарных предпосылок для повышения темпов экономического роста.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы