Принципы организации и функционирование Национального банка Украины

Национальный банк организован и функционирует согласно принципам (правовыми положениями), что закрепленные в Законе «О Национальном банке Украины» и обусловленные задачами, положенными на банк.

Принцип независимости Национального банка. Соответственно этому принципу Национальный банк в пределах предоставленных ему полномочий есть независимым в своей деятельности, а органы законодательной и исполнительной власти не имеют права вмешиваться в его деятельность относительно реализации функций, предусмотренных на законодательном уровне. Тем не менее абсолютной независимости, как известно, в природе не существует. Так и Национальный банк Украины не может быть абсолютно независимым органом государственной власти. Во-первых, Национальный банк есть подотчетным Верховной Раде Украины и Президенту Украины, в частности, согласно Конституции они могут заменить главу Национального банка и состав Рады Национального банка. Во-вторых, депутаты Верховной Рады могут внести поправки в действующий закон «О Национальном банке Украины», т.е. скорректировать механизм функционирования Национального банка. В-третьих, принцип независимости не означает несогласования деятельности Национального банка с политикой других органов государственной власти. В частности, Национальный банк разрабатывает Основные основы денежно-кредитной политики на следующий год соответственно Общегосударственной программе экономического развития и Основных основ экономического и социального развития Украины, утвержденных Кабинетом Министров Украины. Национальный банк и Кабинет Министров Украины проводят взаимные консультации. Так, Национальный банк консультирует правительство по вопросам денежно-кредитной политики, принимает участие в разработке общегосударственной программы экономического развития. Тем не менее следует подчеркнуть, что Национальный банк должен поддерживать экономическую политику правительства, оказывать содействие ее реализации до тех пор, пока она не противоречит выполнению его основной функции - обеспечению стабильности денежной единицы Украины.

Принцип парламентского и президентского контроля за деятельностью Национального банка. Совет Национального банка вносит Верховной Раде Украины Основные основы денежно-кредитной политики для информирования. Глава Национального банка докладывает Верховной Раде Украины о деятельности Национального банка. Дважды на год Национальный банк дает информацию Президенту Украины и Верховной Раде Украины о состоянии денежного рынка в Украине. Счетная палата Верховной Рады осуществляет финансовую проверку Национального банка относительно движения средств Государственного бюджета и выполнение сметы Банка.

Принцип размежевания государственных финансов и средств Национального банка. Национальному банку согласно Закону запрещается предоставлять прямые кредиты правительства как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета Украины. Кроме того, Национальному банку разрешается осуществлять операции с государственными ценными бумагами лишь на вторичном рынке. Таким образом, закон защищает Национальный банк от возможных требований со стороны правительства относительно осуществления дополнительной эмиссии с целью финансирования дефицита государственного бюджета.

Принцип организации Национального банка на основании государственной собственности. Уставный капитал банка в размере 10 млн грн является государственной собственностью. Источниками формирования уставного капитала есть доходы Национального банка, а при необходимости - средства Государственного бюджета Украины. Имущество, которым Национальный банк уполномоченный пользоваться и распоряжаться, является объектом права государственной собственности, но находится в полном хозяйственном ведении банка.

Принцип осуществления деятельности без цели получения прибыли. Согласно Закону получения прибыли не является целью деятельности Национального банка. Тем не менее этот принцип не означает, что Национальный банк не получает доходов и прибыли. В частности, он получает процентные доходы, например за кредитами, предоставленными банкам, за государственными ценными бумагами, комиссионные доходы, например доходы за услуги службы инкассации, за услуги системы электронных межбанковских переводов, другие доходы. Так, общий объем чистых доходов, полученных Национальным банком за 2003 г., составлял 846 млн грн, а прибыль к распределению — 567 млн грн. Следует подчеркнуть, что Национальный банк осуществляет деятельность в интересах всего общества, а не в собственных интересах.

Принцип экономической самостоятельности. Национальный банк осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах сметы, утвержденной Советом Национального банка. В случае превышения доходов над расходами разность вносится в государственный бюджет, а превышение расходов над доходами покрывается за счет государственного бюджета следующего за отчетным года. Так, за 2003 г. сумма превышени доход Банк над расход составлять 567 млн грн, сумма отчисление в фонд и друг резерв НБУ — 45 млн грн, итак, сумма превышени доход над расход, который подлежа перечисление в Государственн бюджет Украин, составлять 522 млн грн.

Национальный банк не отвечает за обязательствами органов государственной власти и других банков, а те не отвечают, в свою очередь, за обязательствами Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства.

Принцип централизации системы Национального банка Украины. Система Национального банка организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию единой государственной денежно-кредитной политики во всех регионах Украины под общим централизованным руководством. Филиала (территориальные управления) являются структурными подразделами Национального банка без статуса юридического лица и от его имени выполняют функции на определенной территории. Деятельность всех других структурных подразделов, единиц, предприятий, и закладов, которые входят в систему НБУ, контролируется и направляет из единого центра.

Принцип единства системы Национального банка Украины. Все структурные подразделы, единицы, предприятия и заклад Национального банка объединены общностью целей и задач, которые стоят перед банком. Все они руководствуются едиными правовыми нормами, закрепленными в законах Украины, указах Президента Украины, постановлениях Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, в нормативно-правовых актах Национального банка.

Принцип коллегиальности управления системой Национального банка. Руководящие органы Национального банка Украины - Совет Национального банка и Правление Национального банка - являются коллегиальными за порядком принятия решений. Так, на заседаниях Рады Национального банка решения принимаются большинством голосов от общего количества присутствующих членов при кворуме 10 лиц. Каждый член Рады имеет один голос.

Принцип вертикальной структуры управления системой Национального банка Украины. Этот принцип означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикалу. Так, начальник территориального управления Национального банка назначается на должность согласно приказу Главы НБУ, который выдается на основании постановления Правления НБУ. Структурные и подразделы системы НБУ низшего уровня подчиняются органам НБУ высшего уровня, не имея никаких горизонтальных связей подчинения местным органам власти и управление.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы