Интернет-подразделы транснациональных банков

Сегодня возникает новая организационная форма ТНБ — Интернет-подразделы. Так, например, только в начале 2000 г. больше десяти огромных европейских банков, среди которых Bank of Scotland, Deutsche Bank, Hypo Vereinsbank и др. объявили о создании Интернет-подразделов. Шотландский банк Bank of Scotland осуществляет операции по предоставлению жилых кредитов средством сети Интернет в таких европейских государствах, как Голландия, Ирландия. Банк планирует начать эту деятельность еще в трех европейских государствах. Это свидетельствует о завоевывании банком, который принадлежит одной из развитых европейских стран, финансового рынка других развитых стран региона через Интернет.

Европейские банки ускоренными темпами осваивают Интернет, чтобы догнать лидеров и захватить максимально возможную долю рынка. Это связано с тем, что у финансовых услуг, которые предоставляются через компьютерную сеть, большие перспективы, а развитие электронной коммерции может привести к значительным изменениям в области розничной банковской деятельности. В новом направлении банковских услуг каждый участник сегодня старается найти как можно скорее партнера. Так, немецкий банк Deutsche Bank объявил о создании альянса в сфере электронной банковской деятельности по испанским сберегательным банком La Caixa. Сегодня Испания и страны Скандинавского региона начинают выходить в лидеры европейского электронного банковского рынка.

Однако распространение деятельности электронных банков имеет противоречивые показатели. В 1999-2000 гг. электронный банковский бизнес переживал настоящий бум. Интернет-банкам прогнозировалось большое будущее, и они приоткрывались практически всеми финансовыми учреждениями, которые считают себя носителями передовых технологий. Но результаты их деятельности не оправдывают тех ожиданий, которые на них полагались. Кроме относительного удобства и быстрой проводки операций, клиенты нуждаются в от банков персональном обслуживании и видят Интернет-услуги лишь в роли приложения к традиционным. Поэтому внедрение онлайновых операций не принесет сокращения расходов, а станет лишь дополнительным объектом, который будет нуждаться в значительных расходах.

Сегодня существует две экономические модели Интернет-банков - самостоятельная та интегрированная. Первая предусматривает создание независимого банка с собственной торговой маркой и конкурентоспособными продуктами. В связи с низкой себестоимостью обслуживания такой банк нравится клиентам и имеет преимущества перед конкурентами за счет обеспечения высших ставок за депозитами и низших комиссионных. Вторая модель предусматривает лишь создание нового подраздела существующего банка, деятельность которого направлена на то, чтобы клиенты банка, которые имеют выход в Интернет, имели возможность обслуживаться, не исходя из дома.

Как свидетельствует анализ онлайновых услуг банками стран - участниц ЕС, первая модель есть убыточной и от нее отказалось много банков. Среди них ирландская компания Enba, британский ипотечный банк Alliance&Leicester. Вторая модель дает возможность интегрировать онлайновые операции с традиционной деятельностью банков и потому имеет перспективу развития. Будущее развитие информационных технологий с помощью Интернет откроет новые возможности прежде всего для тех, кто имеет весомую репутацию в банковском секторе.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы