Требования к капиталу международного банка с учетом факторов риска. Базельское соглашение

Первые требования к капиталу начали предъявляться в 1950- 1960-те года прошлого столетия с целью обеспечения гарантии платежеспособности банка и защиты его вкладчиков. Банковская 30-кризис х лет прошлого столетия заострила разногласие между собственным капиталом и уровнем активов, из-за чего в банковском менеджменте возник подход к определению активов с учетом риска, который базировался на расчете соотношения банковского капитала и банковских активов.

В 1981 г. американские органы контроля над банковской деятельностью разработали систему минимальных коэффициентов, которые определяли соотношение капитала и активов. В 1983 г. приобрел силу Закон о контроле за международным кредитованием. Согласно этому Закону, органы контроля за банковской деятельностью получили право контролировать установленные требования к капиталу.

Как уже отмечалось, период 1980—1990 лет прошлого столетия знаменовался обострением долгового кризиса, усилением дестабилизирующих факторов на мировых финансовых рынках и обострением конкуренции в банковском секторе. Поэтому возникшая необходимость установления высших стандартов достаточности основного капитала с учетом факторов риска. Так, в 1986 г. органы контроля над банковской деятельностью начали общие действия в этом направлении с Банком Англии, а в марте 1987 г. Федеральная резервная система и Банк Англии предъявили требования к капиталу на основании учета рисков. В 1987 г. к этим требованиям были внесены изменения с учетом предложений еще нескольких развитых государств, в частности Японии, а в 1988 г. провозглашенное Базельское соглашение. Все постановления настоящего Соглашения касались только многонациональных банков многих стран мира .

Комитет по банковскому надзору и регулированию называется Базельским комитетом. Этот комитет было создано в 1974 г. Он включает представителей центральных банков и комитетов по надзору стран большой десятки - Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Люксембургу. Комитет заседает в Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария).

К самым важным документам, которые были приняты Базельским комитетом под эгидой Банка международных расчетов, принадлежат:

  • Базельский конкордат: принципы надзора за подразделами иностранных банков, которые определили согласованные принципы взаимоотношений международных банков с центральными банками принимающих стран.
  • Базельское соглашение из капитала, которая предусматривает международное сближение измерения капитала и стандартов капитала и рекомендует состав собственного капитала банков не меньше 8 % их активов.
  • Ключевые принципы эффективного банковского надзора, которые стали ответом международного сообщества на угрозы банковского кризиса в конце ХХ ст.

Основным документом этого комитета является Базельское соглашение, которое касается сближения систем банковского регулирования относительно измерения капитала и стандартов, которые распространяются на капитал. Данный документ является итогом работы комитета в течение нескольких лет. После публикации предложений комитета в декабре 1987 г. в странах, которые вошли в группу G-10, начались активные консультации со специалистами; кроме того, эти предложения были направлены надзорным ведомствам многих стран мира для рассмотрения.

Результатом этих консультаций стали изменения, внесенные в начальные предложения. Опубликованный текст соглашения является декларацией комитета, согласованной между всеми его членами. Документ касается деталей порядка измерения достаточности собственного капитала и минимального уровня требований, которых должны придерживаться национальные службы банковского надзора стран, которые являются членами комитета. С этими требованиями и порядком согласились также руководители центральных банков группы с 10 стран.

Работа комитета со сближение систем банковского регулирования направлена на достижение двух фундаментальных целей:

  • создание новой системы международного банковского регулирования, которая должна оказывать содействие укреплению и стабилизации международной банковской системы;
  • созданная система должна быть честной и високослаженной, что дает возможность применять ее банкам разных стран и снижать уровень конкурентной неровности, которая существует среди международных банков.

Между комитетом в Базеле и полномочными органами ЕС в Брюсселе постоянно ведутся переговоры относительно введения единого коэффициента платежеспособности для кредитных учреждений Сообщества. Целью этих переговоров являются достижения максимального соответствия базельских положений положением, которые внедряются в странах Сообщества. Комитет надеется и ждет, что такое соответствие может быть достигнуто, хотя следует отметить, что правила ЕС, которые разрабатываются, касаются преимущественно кредитных учреждений, а работа Комитета ориентирована больше на банки, которые осуществляют международные операции.

Разрабатывая некоторые положения документа, комитет старался сформулировать совокупность концептуально надежных принципов и вместе с тем не оставить без надлежащего внимания особенности существующих систем банковского учета и надзора в членах-странах-членах. Комитет считает, что эта цель достигнута. Положение документа отображают переходной характер нынешнего периода и дает возможность отобразить существующие в разных странах специфические обстоятельства через гибкие модификации текста, которые со временем можно будет привести к единому образцу.

Принятые положения определяют минимальный уровень необходимого капитала для банков, которые активно проводят международные операции, но национальные органы регулирования имеют право устанавливать более высокие уровни.

Достаточность капитала есть одним из факторов, которые нуждаются в учете при оценивании прочности финансового состояния банка оценки капитала прежде всего в связи с кредитным риском. Но и другие риски, в том числе риски, связанные с процентными прудами и инвестициями в ценные бумаги, контролеры должны принимать во внимание при оценивании достаточности собственного капитала в целом. Комиссия анализирует разные подходы в связи с такими рисками. Например, сопоставление капитала и активов, поскольку много что зависит от качества активов и от уровня резервов, которые может разрешить создать банк. Признавая тесную связь между капиталом и резервами, комитет продолжит контроль за политикой банков в членах-странах-членах в сфере поддержания необходимых резервов и будет стремиться сближать их позиции в этой, как и в других, важных сферах регулирования.

Отличия между странами в сфере налоговой политики и в учете данных для определения налогов на определенные классы резервов для покрытия «плохих» долгов и капитальных резервов, которые формируются из чистой прибыли, могут определенной мерой усложнять сравнение международных банков за показателем реальной или мысленной достаточности собственного капитала. Сближение режимов налогообложения хотя и желательная цель, но она находится вне компетенции комитета, и потому проблемы налогообложения здесь не рассматриваются. Тем не менее комитет держит в поле своего зрения вопроса налогообложения и учета той мерой, которой они влияют на сопоставимость данных разных банковских систем относительно подходов к оцениванию достаточности собственного капитала.

Комитет считает, что главной составляющей капитала, которой нужно уделить особое внимание, есть собственный капитал, в том числе опубликованные резервы. Одновременно он есть и единым общим для банковских систем всех стран элементом, который полностью отображается в опубликованных отчетах и служит основой для формирования почти всех рыночных оценок о достаточности капитальной базы. Одновременно собственный капитал делает решающее влияние на маржу прибыли и конкурентоспособность банка. Отсюда поняло, чему значительное внимание комитет предоставляет именно постепенному повышению качества и объема суммарных капитальных ресурсов, которые находятся в распоряжении наибольших банков.

Итак, поскольку основной целью международного банковского бизнеса есть высококачественное обслуживание с низким уровнем расходов, большого значения приобретает эффективность работы банка с точки зрения требований рынка. В этой связи банк должен избирать стратегии, которые бы разрешали менеджменту отвечать на текущие риски и адаптироваться к новым. Стратегии риска-менеджмента должны включать три основные элемента: а) оценивание риска, б) установление ограничений экспозиции на риск, в) мониторинг риска. Основными задачами международного банковского менеджмента есть определения источников, качества и стойкости банковских доходов, достаточности ликвидности и адекватности собственного капитала. Например, анализ прибылей разрешит оценить эффективность управления и возможность банка успешно конкурировать на рынке, а также оценить влияние макрофинансовой политики на международный банк.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы