Перспективы оптимизации наличной денежной сферы в Украине

Перспективы оптимизации наличной денежной сферы в Украине связаны с:

  1. стабилизацией экономики и повышением ровня доходов населения;
  2. сокращением незаконного и теневого секторов экономики;
  3. повышением уровня надежности банков и ростом доверия к ним. Банковские депозиты должны превратиться в удобное, надежное и легитимное средство сохранения денег;
  4. внедрением высокоэффективных банковских технологий, которые дают возможность освободить предприятия и организации от проводки кассовых расчетов, связанных с выплатой работникам заработной платы и других социальных платежей, и передать эту функцию банковской системе с одновременным активным расширением системы массовых электронных платежей за товары и услуги.

Оптимизация сферы наличного обращения, усовершенствование его организации и управление имеют важное значение для достижения финансовой и макроэкономической стабильности национальной экономики в Украине, поэтому регулирование наличного обращения в внебанковской сфере занимает важное место в деятельности Национального банка.

Оборот денежной наличности в внебанковской сфере, который проходит через кассы предприятий и организаций всех форм собственности и видов деятельности(далее - предприятий), регламентируется нормативными актами НБУ, которые определяют основные принципы организации оборота денежной наличности субъектами хозяйствования, устанавливают единые подходы к ведению кассовых сделок, предусматривают обеспечение сохранности ценностей, осуществление контроля за соблюдением правил проводки кассовых сделок и принципов организации оборота денежной наличности, определяют ответственность предприятий за нарушение установленных правил.

Согласно действующему законодательству предприятия, которые имеют текущие счета в банках, должны сдавать полученную денежную наличность, не израсходованную в тот самый день на текущие нужды, у учреждения банков для зачисления на их счета. Хранение средств на счетах в банках создает предпосылки для концентрации наличных средств в банковской сфере, которая, в свою очередь, обеспечивает эффективнее их использование и сохранность при условии надежного функционирования банковской системы.

С целью максимального сокращения встречных оборотов денежной наличности (т.е. сдача средств в кассу банка и одновременно получение их из этих касс) предприятиям разрешено оставлять в своих кассах на конец рабочего дня денежную наличность в пределах установленных лимитов, а также использовать ее на текущие нужды.

Лимит кассы устанавливается для каждого предприятия учреждением банка во время заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание на основе представленной клиентом заявки-расчета установленной формы. Ответственность за достоверность данных в заявк-расчете, согласно данным кассовой книги и бухгалтерского учета, несет предприятие. Тем не менее учреждение банка имеет право требовать от предприятия представления документов, которые обосновываются размеры кассовых оборотов, приведенных в заявк-расчете. Установленный лимит кассы может пересматриваться в отдельных случаях по инициативе банка или предприятия, на основании новой заявк-расчета.

По своему экономическому содержанию лимит кассы - это предельный переходной остаток денег в кассе, которые должны отвечать нуждам и конкретным условиям финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поэтому размер кассового лимита определяется с учетом режима и специфики работы предприятия, его отдаленности от учреждения банка, объема кассовых оборотов предприятия, установленных сроков и порядка сдачи наличной выручки и т.п..

Предприятиям, которые имеют постоянную наличную выручку (а это главным образом торговые организации и предприятия, которые предоставляют платные услуги населению), лимит кассы устанавливается в зависимости от сроков сдачи ими выручки. При этом предприятиям с ежедневной сдачей наличной выручки в банк в конце рабочего дня лимит устанавливается в размерах, которые обеспечивают нормальную работу на следующий день (например, давать сдачу покупателям). Предприятиям, которые сдают выручку на следующий день (например, в связи с поздним временем истечения работы), лимиты устанавливаются в пределах среднедневного поступления выручки. Для предприятий, которые не имеют постоянной наличной выручки, лимиты касс устанавливаются в пределах среднедневных расходов денежной наличности. При этом не учитываются суммы, которые необходимые для выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов.

Некоторые предприятия и организации самостоятельно определяют лимит кассы и сообщают его учреждениям банков, которые осуществляют их кассовое обслуживание, например, предприятия почтовой связи, финансовые учреждения (кредитные союзы, ломбарды, страховые компании и т.п.), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Государственное казначейство самостоятельно определяет порядок установления лимита касс для территориальных органов казначейства и бюджетных учреждений и организаций, которые обслуживаются этими органами.

Банкам и индивидуальным предпринимателям лимит кассы не устанавливается.

Наличную выручку свыше установленного лимита кассы предприятия обязаны сдавать у учреждения банков для зачисления на их текущие счета.

Одновременно с установлением лимита кассы учреждения банков с целью ускорения оборотности наличных средств и своевременного их поступление в кассы банков определяют предприятиям порядок и сроки сдачи денежной наличности в банк по согласованию с их руководителями (на основании той же заявк-расчета, за которой устанавливается лимит кассы).

Порядок сдачи наличной выручки, т.е. способ инкассации, предприятия определяют самостоятельно, по собственному выбору. Они могут вносить деньги у кассы учреждений банков, сдавать их через инкассаторов Национального банка или коммерческих банков, через Государственную службу охраны при Министерстве внутренних дел Украины, пересказывать через предприятия почтовой связи. Наиболее развитым и перспективным способом инкассации являются собирания денежной выручки банками с помощью аппарата инкассаторов, которые ежедневно по четкому графику объезжают предприятия и принимают от них деньги на месте. Тем не менее этот способ применяется сейчас преимущественно в городах. В сельской местности наиболее рациональным способом инкассации являются перевод денежной наличности через предприятия почтовой связи.

Внесение наличной выручки к учреждению банка или перевод ее через предприятия почтовой связи проводят обычно в тот самый день, когда она поступила в кассу предприятия. Если в населенном пункте нет учреждений банков и предприятий почтовой связи, предприятиям разрешается сдавать выручку один раз на пять дней.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы