Методы размещения еврооблигаций. Эмиссия еврооблигаций

Наиболее распространенными методами размещения еврооблигаций есть:

  • открытая подписка среди неограниченного круга инвесторов (Public issue);
  • частное размещение (Private placement).

Открытая подписка осуществляется через гарантийный синдикат среди многих инвесторов в разных странах мира. Подобные выпуски почти всегда имеют листинг на бирже.

Гарантийный синдикат (underwriting syndicate) — это группа финансовых учреждений (большей частью инвестиционных банков), что берут на себя обязательства из размещение новых выпусков ценных бумаг.
Частное размещение нацелено на небольшую группу инвесторов. Такие облигации размещаются незначительным количеством банков среди ограниченного круга инвесторов (без публичного оповещения о займе). Размещения происходит большей частью среди институционных инвесторов. врооблигации частного размещения могут и не иметь листингу на фондовой ирже.

Большая часть торговли еврооблигациями осуществляется на внебиржевом рынке. Соглашения заключаются по телефону, с помощью специализированных торговых и коммуникационных сетей (Bloomberg, Reuters), а также через агентов, которые специализируются на предоставлении посреднических услуг.

Значительная часть еврооблигаций входит в листингу двух европейских фондовых бирж: Лондонской или Люксембургской. Согласно директив Комисси ЕС о листинг (European Commission Listing Particulars Directive 80/390/EEC) к еврооблигаци и друг ценный бумага еврорынок применя_ упрощенн правил листинга.. Это связано с тем, что такие ценные бумаги покупаются и продаются ограниченным колом организаций-профессионалов в области инвестирования.

Еврооблигации по обыкновению размещаются путем подписки на них группы финансовых учреждений (на рынке еврооблигаций они называются менеджерами займа). Выпуск еврооблигаций осуществляют международные синдикаты. Классическая организация выпуска еврооблигаций состоит из трех этапов.

Первый этап. Создание управляющего (эмиссионного) синдиката.

Эмитент (заемщик) избирает ведущего менеджера, который называется льдом-менеджером (lead-manager). Лед-менеджер — это банк, что является главным организатором и гарантом займа (эмиссии ценных бумаг) и представляет интересы членов синдиката кредиторов и гарантов.
Главный банк на первом этапе изучает финансовое состояние заемщика, его перспективы, а также его нужды в финансировании с целью точного определения основных параметров эмиссии еврооблигаций.
Ведущий менеджер обсуждает с эмитентом условия выпуска еврооблигаций:

  • сумму, на которую будет проведена эмиссия;
  • срок займа;
  • проценты за купонами;
  • стоимость эмиссии.

В случае необходимости лед-менеджер помогает эмитенту в подготовке проспекта эмиссии.
Лед-менеджер также избирает соменеджеров(co-managers) займа в зависимости от их места на финансовом рынке и возможностей из размещение эмиссии.

Соменеджеры — это банки, которые входят в группу организаторов (менеджеров) займа. В отличие от простых участников синдиката, они принимают участие в управлении эмиссией.
Соменеджеры (члены группы менеджеров займа) берут на себя условное обязательство взять на обслуживание установленную номинальную часть займа. В среднему она составляет 40 % от общей суммы займа.

Второй этап. Создание гарантийного синдиката (синдиката андеррайтеров).

Лед-менеджер избирает участников будущего синдиката андеррайтеров. Члены гарантийного синдиката вместе с членами управляющего синдиката подписывают соглашение о гарантиях (андеррайтерское соглашение). По этому соглашению члены синдиката обязуются подписаться на часть займа.

Третий этап. Создание синдиката из размещение (продажи).

На данном этапе образовывается новая группа банков для создания синдиката из размещение (selling group), основной задачам которого являются размещения займа (проводка подписки на еврооблигации) среди частных и государственных инвесторов.

Привлеченные к организации эмиссии еврооблигаций банки могут одновременно выполнять все три функции: управляющего, андеррайтера и агента из размещение. Наиболее распространенным на сегодня есть объединения второго и третьего этапов организации эмиссии - одновременное выполнение менеджерами функций андеррайтера и агента из размещение.

Кроме указанных выше, в схеме организации эмиссии еврооблигаций существуют также такие участники:

  • платежный агент (paying agent);
  • финансовый агент (fiscal agent);
  • доверенное лицо (trustee).

Платежный агент — это банк, что уполномоченный эмитентом платить проценты владельцам облигаций и проводить их погашение после получения денег от эмитента.

Финансовый агент — это банк, который действует от лица заемщика (эмитента облигаций) и проводит распределение ценных бумаг среди эмитентов. По обыкновению функции платежного и финансового агентов выполняет один банк.

Некоторые схемы еврооблигацинные займы предусматривают существование доверенного лица, которое действует в интересах и от лица инвесторов при наличии любых нарушений в условиях займа со стороны эмитента.

В этом случае обязательно назначается платежный агент, который действует от лица эмитента облигаций.

Комиссионные, что платятся менеджерам еврооблигацонных займов, делятся на:

  • плату за управление (management fee);
  • плату за андеррайтинг (underwriting fee);
  • комиссионные за размещения (selling concession).

Комиссионные отчисляются из стоимости проданных облигаций каждым менеджером прежде чем деньги будет перечислено лид-менеджеру. Плата за управление и андеррайтинг отчисляются льдом-менеджером из той суммы, которая осталась. Доля льда-менеджера в комиссионных за управление (praecipium) отчисляется им из общей суммы комиссионного вознаграждения менеджерам.

Расхода на эмиссию еврооблигаций на международном рынке составляют приблизительно 2-2,5 % от ее стоимости и являются низшими за стоимость выпуска подобных облигаций на национальном рынке. Стоимость эмиссии, в свою очередь, определяется такими факторами, как размер эмиссии, валюта займа, срок платежа и дата выпуска.

Традиционное размещение еврооблигаций базируется на трех основных датах:

  • объявление о выпуске еврооблигаций;
  • подписание окончательных условий (начало размещения);
  • дата истечения размещения.

В 1990-те года стандартной схемой размещения еврооблигаций было так называемая купленное соглашение (bought deal). Это означает, что лед-менеджер покупает все ценные бумаги у эмитента на условиях, которое было установлено к объявлению о выпуске. Под условиями понимают такие показатели: объем эмиссии, купонная ставка и цена размещения.

Практика использования метода «купленного соглашения» возникшая в связи с увеличением финансовой мощности банков, которые осуществляют размещение еврооблигаций, а также усилением конкуренции между ними. Подобная схема размещения означает уменьшение роли андеррайтеров и агентов из размещение. Первую «купленное соглашение» было проведено в апреле 1980 г.

нвестиционным банком Credit Suisse First Boston (CSFB), который купил весь еврооблигационный выпуск корпорации General Motors Acceptance Corporation на сумму 100 млн долл. и только после этого организовал синдикат.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы