Характеристики Лондонского и Парижского клубов

Система мировых финансовых учреждений не ограничивается Всемирным банком, МВФ и другими региональными банками. Стратегия этих учреждений не смогла открыть путь для долгосрочного решения проблемы задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались две неформальных организации - Парижский и Лондонский клубы, благодаря своей роли в решении проблем платежного дисбаланса и коммерческого долга. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском клубе - задолженности перед коммерческими банками.

В рамках Парижского клуба страны, которые ощущают трудности в уплате долгов другим государствам и частным закладам, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Наверное, самое название «Парижский клуб» не совсем точная, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а, главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский клуб не очень известный широкой публике, которая связано определенной мерой с политикой конфиденциальности, которая им производится. Тем не менее, за приблизительно 40 лет своего существования клуб стал одной из главных действующих лиц в проводке международной стратегии в сфере кредитования и обеспечение погашения задолженностей. Эта стратегия нередко корректируется, но в ее основе всегда положено два принципа: проводка внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения уже существующих долгов.

Первые переговоры в рамках клуба было проведено в 1956 г., который был обозначенный собственное учреждениям клуба. Наибольшая активность приходится на последние 20 лет, когда возле 100 стран заключили больше двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму свыше 350 млрд долл.

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных гос-кредиторов, на котором председательствует высокопоставленное должностное лицо государственного Казначейства Франции.

Традиционно, методы и процедуры деятельности клуба никогда официально не оформлялись в любой документации, тем не менее приведенные ниже пять принципов считаются руководящими в деятельности клуба:

  1. Консенсус. Ни одно решение не может быть одобрено Парижским клубом, если оно не является приемлемым для всех без исключения стран-кредиторов, которые принимают участие.
  2. Солидарность между кредиторами. Ни один кредитор не старается договориться со страной-должником о лучших условиях, чем для других кредиторов Парижского клуба.
  3. Условия. Парижский клуб соглашается на переоформление задолженности страны-должника только в том случае, если в этой стране осуществляется программа, которая поддерживается МВФ в рамках соответствующего механизма верхних кредитных траншей.
  4. Сопоставимость условий. Страна-кредитор, который принимает участие, а также любой двусторонний кредитор, который не берет участия в работе Парижского клуба, при никаких обстоятельствах не должны ставить для любой стран-должника условия, менее благоприятные, чем те, которые предусмотрены многосторонним соглашением, заключенным с Парижским клубом.
  5. Действия исходя из конкретной ситуации. Любое решение, которое принимается Парижским клубом касательно задолженности страны-кредитора, должны основываться на оценке конкретной экономической и финансовой ситуации в данной стране.

Официальные кредиторы Парижского клуба, как правило, устанавливают две предыдущие условий начала переговоров о переоформлении задолженности. Во-первых, кредиторы должны быть уверены в том, что страна-должник не сможет выполнить своих обязательств по внешним платежам, если бремя ее задолженности не будет облегченно. Для этого страна-должник должен продемонстрировать, что она нуждается в финансировании. Во-вторых, кредиторы Парижского клуба также настаивают на том, чтобы страна-должник, которая добивается переоформления своей задолженности, обратилась к необходимым мероприятиям, с тем чтобы отстранить причины, которые затрудняют осуществление платежей, и достигла стойкого улучшения своей позиции по внешним платежам. Поэтому от должника требуется употребление мероприятий по стабилизации в контексте программы стабилизации, которая поддерживается МВФ в рамках одного из механизмов верхних кредитных траншей («стенд-бай», ЕФФ), или САФ/ЕСАФ, или программы накопления прав (РАП) - для стран, которые имеют задолженность из платежей перед МВФ.

Условия переоформления задолженности Парижским клубом, как правило, зависят от уровня доходов в стране-должнике, а также от категории займа (коммерческий заем, предоставленный по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях в порядке официальной помощи на цели развития или ОПР). Кредиторы Парижского клуба в каждом конкретном случае решают, какие условия должны устанавливаться для той или другой стран-должника - льготные или обычные, причем это решения принимается исходя из уровня доходов в данной стране.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы