Инициатива НИРС.Стандартные классические условия

Инициатива НИРС. С целью преодоления кризиса задолженности беднейших стран с наибольшей внешней задолженностью МВФ и Всемирный банк впервые согласились списать часть долгов этих стран, выступив в 1996 г. с общей Инициативой НИРС (Highly Indebted Poor Countries Initiative). В 1999 p. данную инициативу было пересмотрено, и теперь она имеет название Усиленная Инициатива НИРС.

Инициатива НИРС имеет несколько особенностей, которые отличают ее от предыдущих условий сокращения долга. Во-первых, она расширяет список долгов, которые подпадают под сокращение, включая у него задолженность перед многосторонними кредиторами (международными финансовыми организациями). До этого времени МВФ и Мировой банк могли только предоставлять дополнительные кредиты своим клиентам, в которых были проблемы с обслуживанием долга.

Во-вторых, Инициатива устанавливает четкий индикатор постоянного внешнего долга, которого должен достичь страна. Постоянный внешний долг - это такой объем внешнего долга страны, за который можно ожидать, что она способная выполнять текущие и будущие обязательства из обслуживание долга в полном объеме без потребности в сокращении или отсрочке долга, без аккумулирования неуплаченных сумм долга и без угрозы росту экономики страны.

В рамках Инициативы НИРС индикатор постоянного внешний долг установлен в виде двух соотношений: приведенной стоимости долга к экспорту (не более чем 150 %) и к государственным доходам (не больше 250 %).

В-третьих, для реализации Инициативы были .найденные новые источники и механизмы финансирования сокращения долга. Они охватывают продажу части золотых запасов МВФ и предоставление возможности Мировому банку и другим международным организациям использовать часть собственных ресурсов. Был также создан Доверительный фонд НИРС (НИРС Trust Fund), в который могут делать взносы официальные доноры для того, чтобы помочь международным организациям сокращать долг.

Кроме того, что Усиленная Инициатива предусматривает больший размер сокращения долга, она имеет две основные отличий от предыдущего варианта, которые касаются условий реализации программы:

  1. Чтобы получить право на сокращение долга по этим условиям, страна-должник имеет не только показать хорошие результаты проводки экономических реформ, как предполагалось первым вариантом, а и разработать и внедрить у жизнь Стратегию преодоления бедности. Итак, состоялось смещение акцента от макроэкономической и структурной политики к социальной сфере.
  2. Было снято жесткие временные ограничения относительно начала завершающей стадии программы, т.е. стадии, когда кредиторы 90-предоставляют процентное списание чистой приведенной стоимости долга. В первом варианте Инициативы эта стадия начинала после трех лет успешного выполнения запланированных мероприятий, а в «усиленном» варианте она может начаться раньше при условии успешного выполнения взятых обязательств и, соответственно, позднее чем через три года, если страна не сможет достичь необходимого результата.

Стандартные классические условия. В рамках Парижский клуб предусмотрен также стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода: реструктуризация до 100 % долга (в некоторых случаях только основной суммы долга) со сроком погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом и на основе рыночных ставок процента.

Категории стран-должников:

  1. Беднейшие страны - Торонтские, Лондонские, Неапольские и Лионськие условия.
  2. Беднейшие из стран со средним уровнем дохода – Хъюстонские условия.
  3. Богатые страны со средним уровнем дохода - стандартные условия Парижского клуба.
  4. Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях из политических и других причин.

На начала 80-х лет, когда много стран начали ощущать трудности в выполнении обязательств из обслуживание долгов, существовала довольно распространенная тем не менее, что в большинстве случаев достаточно предоставить несколько отсрочек в объединении с осуществлением программ преобразований под эгидой МВФ, - и кредитоспособность стран-должников будет восстановлено, и они снова получают доступ к рынкам капиталов. Сегодня мы знаем, что такой чрезмерный оптимизм был основан на ошибочном предположении: к тому времени считали, что трудности в осуществлении платежей связанные с проблемами ликвидности, а не платежеспособности. Но и по сей день страны-должники не смогли вырваться из кризиса внешнего долга, несмотря на осуществление глубоких и энергичных программ преобразований с привлечением больших новых кредитов.

Бесспорно, у Парижского клуба есть определенные и довольно очевидные недостатки. «Игра» происходит по правилам, установленным кредиторам. Через слабость своей позиции должники, хотя они и не согласные с этими правилами, вынуждены соглашаться на условия, которые диктуются им. В Парижском клубе должники принимают участие в переговорах по одном, а кредиторы - все вместе, ведь должнику приходится выступать против целого картеля кредиторов.

Еще большее разочарование ощущают страны-должники по поводу того, что за такой сплоченности кредиторов весь процесс ведения переговоров и принятие решений в Парижском клубе не регулируется никакими положениями. При принятии решений кредиторы открыты к разнообразным политическим влияниям, и должники ни одним чином не защищены от предубежденности на основе политических соображений.

В 1978 г. со стороны ЮНКТАД была высказана мысль о том, что процесс ведения переговоров о пересмотре условий кредитов в равной мере должны обеспечивать защиту интересов как кредиторов, так и должников. Пока что этого не достигается, поскольку процесс переговоров целиком и полностью готовится и проводится кредиторами и в интересах кредиторов. Переговоры в Парижском клубе ни одним чином не оказывают содействие интересам должника. Во-первых, самая процедура унизительная, во-вторых, пересмотр долгов дает лишь временную отсрочку, но не решает проблемы.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы