Внешний долг Украины и его структура

Прежде всего заметим, что основной документ, который определял бы понятие, состав Государственного долга, принципы образования, управление им и контроля за его состоянием, устанавливал бы порядок его обслуживания и погашение, а также регулировал отношения, которое возникало в результате такого образования, управление, контроля, обслуживание и погашение, сегодня находится лишь на стадии доработки в виде Проекта Закона Украины «О Государственном долге».

Регулирование государственного долга в основном осуществляется через приказы Министерства финансов и отдельные постановления Кабинета Министров Украины, которые освещают определенные аспекты долгового менеджмента, но не дают целостной картины относительно системы управления в целом. Также законодательная подпочва для привлечения внешних средств и сотрудничества с иностранными инвесторами предоставляют Закон «О Государственном бюджете» на соответствующий год и Закон «О международных договорах Украины».

Закон Украины «О Государственном бюджете» на соответствующий год является нормативно-правовым основанием для привлечения иностранных кредитов со стороны Кабмина Украины от иностранных государств, банковских учреждений и международных кредитных организаций для покрытия дефицита государственного бюджета. В ситуациях, когда потребность в получении займов не предусмотрена условиями бюджетного балансирования, применяется механизм заключения соглашения о привлечении иностранного кредита Кабинетом Министров Украины со следующей ее ратификацией Верховной Радой Украины.

Нормативной предпосылкой правительственной политики в сфере получения и использование внешних кредитов и финансовой помощи есть Закон «О международных договорах Украины» от 22 декабря 1993 г. № 3767-ХІІ, согласно которому международные договоры Украины с иностранными государствами и международными организациями заключаются от лица правительства, если они касаются экономических, торговых и других вопросов, которые принадлежат к его компетенции.

Важным институционным условием отношений с зарубежными кредиторами является статус гаранта кредитов, который формально было предоставлен Кабинет Министров Украины Законом «О международных договорах Украины». Этот статус было детализировано Положением Кабинета Министров Украины «О порядке привлечения иностранных кредитов и предоставление гарантий Кабинетом Министров Украины для обеспечения обязательств юридических лиц-резидентов относительно их погашения» от 5 мая 1997 г. № 414. Следует отметить, что последним нормативным актом был установлен и порядок подготовки и реализации системных инвестиционных проектов развития экономики Украины, которые поддерживаются рядом международных финансово-кредитных организаций. С целью регламентирования большего круга вопросов обеспечения коммерческого кредитования частных структур в Украине со стороны нерезидентов было принято постановление Кабмина Украины от 17 августа 1995 г. № 655 «О дополнительном обеспечении гарантий или других обязательств Правительства Украины, которые предоставляются иностранным кредиторам относительно погашения кредитов в иностранной валюте, которые привлекаются украинскими юридическими лицами».

Относительно институциональной структуры аппарата управления государственным долгом, то сразу несколько нормативно-правовых актов дают представление о ней. Это Постановление Кабмина «Об упорядочении привлечения и использование иностранных кредитов, возвращение которых гарантируется Кабинетом Министров Украины, усовершенствование системы привлечения внешних финансовых ресурсов и обслуживание внешнего государственного долга» от 5 мая 1997 г., Распоряжение Кабмина «О ведении Минфином учета грантов и кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями и иностранными государствами» от 25 января 1995 г. и Постановление Кабмина «О порядке подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины, которые поддерживаются международными финансовыми организациями» от 10 октября 2001 г. Согласно этим документам, функции из управление госборгом разграничиваются между государственными структурами таким образом.

В первые годы независимости к государственному заимствованию не только не удавались, о нем не было и языка. Толчком к его использованию стали финансовые проблемы. Дефицит бюджета, который возник, сначала финансировался за счет кредитов Национального банка, которые имели эмиссионный характер. Вследствие роста уровня инфляции (напомним, в 1993 г. она составляла 10 256 %), когда заострились и проблемы в бюджете, стало очевидным, что необходимо развивать неинфляционные способы дефицитного финансирования. При этом настолько же очевидным было и то, что за «обвального» падения экономики о бездефицитном бюджете не может быть и языка. Итак, Украине, как и любой другой стране в условиях экономического и финансового кризиса, государственные займы нужны были для мобилизации средств, которых не хватало, а совсем не для снижения уровня налогообложения и регулирование финансового рынка.

Вопрос о том, или набирать взаймы государству деньги, или нет, до 1994 г. не стояло — без займов нельзя было обойтись. Также не было и большой дилеммы относительно того, где и у кого их набирать взаймы. Дефицит средств к тому времени был настолько значительным, что брать в долг надо было, где только возможно: и на внутреннему, и на внешнему рынках; и у правительств других стран, и у финансовых структур, и у международных финансовых организаций, и у частных лиц. И хотя массового характера государственное заимствование приобрело с 1994—1995 гг., начало было положено межправительственными займами еще в 1992 г. С 1994 г. Украина постоянна получать кредиты от международных финансовых организаций (МФО), а с 1995 г. привлекать средства через коммерческие займы на внешнем финансовом рынке и путем выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВДП) на внутреннем рынке. Так сложилась система внешнего и внутреннего заимствования. Проанализируем ее развитие в разрезе этих двух направлений.

Усего за девять лет (1993—2001 гг.) в Украину извне было привлечено 20,7 млрд долл. США. Эта, довольно небольшая для международного финансового рынка сумма, не такая уже и незначительная для Украины — среднегодовые суммы внешнего заимствования представляли возле 8-10 % годового объема ВВП. В случае сохранения подобных темпов одалживания за относительно короткий период — до 10 лет можно выйти на критические пометки государственного долга — 60 % к ВВП. Необходимо указать, что, удаваясь к одалживаниям, Украина в целом ритмически погашала свои долги. Из общей суммы полученных кредитов больше половины погашено. При этом следует учитывать, что за кредитами международных финансовых организаций установленные очень льготные сроки погашения. Проблема с платежеспособностью, как отмечалось выше, возникшая в 2000 г.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы