Межправительственные кредиты

Межправительственные кредиты, которые сначала доминировали, резко сократились и с 1995 г. представляют относительно незначительные суммы — около 0,3 млрд долл. США ежегодно (за исключением 1999 г. — 1,22 млрд долл.). Довольно ритмическая динамика и за кредитами МФО — увеличение кредитов на начальной стадии сотрудничества с дальнейшим снижением. Кроме того, следует учитывать зависимость объемов этих кредитов от экономической и финансовой ситуации в стране, а также от выполнения требований и условий, которые устанавливаются этими организациями. Наибольшей синусоиднистью отмечается динамика коммерческих займов. Тем не менее эта тенденция имеет достаточно логическое объяснение: коммерческие займы увеличивались в случае снижения других заимствований, и наоборот. Использование именно этого вида финансового заимствования как балансирующего источника также целиком поняло: эти займы наиболее дорогие и потому их привлекают тогда, когда не хватает других источников. Характерным признаком 2001 г. было снижение больше чем вдвое против предыдущего года объемов внешних заимствований, которые, несмотря на их важность, не являются основными факторами достигнутого экономического роста.

2004 г. в сфере долговой политики государства ознаменовался возвращением Украины к нормальному состоянию расчетов за государственным долгом, закреплением доверия со стороны внутренних кредиторов и улучшением отношений с иностранными кредиторами, которое будет оказывать содействие выходу Украины из 2005 г. на внешние рынки капитала с целью привлечения средств на финансирование бюджета на более удобных условиях, чем в предыдущие года. В этом контексте особого значения приобретает полное и своевременное выполнения Украиной своих внутренних и внешних долговых обязательств.

Начиная с 2003 г., увеличились платежи за государственным долгом сравнительно с 2002 г. (платеже за государственным долгом в 2003 г. по общему фонду составили около 2,125 млрд долл. США, сравнительно с 1,8 млрд долл. США в 2002 г.).

С целью недопущения роста долговой нагрузки необходимо прежде всего контролировать уровень прямого государственного долга, поскольку операции именно за ним оказывают непосредственное влияние на показатели государственного бюджета.

Рассмотрим возможные следствия существования внешнего долга для страны:

  • Государственный долг не является чем-то угрожающим:
  • если его размеры не превышают принятые параметры макроэкономики. Например, на возмещение долгов и уплату процентов тратится не больше 25 % экспортных поступлений страны;
  • если большему или меньшему государственному долгу противостоит больший или меньший долг других стран-дебиторов.
  • Когда условия благоприятные, государственный долг способный даже «работать» на государство. Так, в конце XIX ст. в России за счет выпуска и размещение за границей государственных облигаций (фактически внешний долг) были основанные многочисленные казенные заводы, построенные железные дороги и другие важные объекты.
  • Если государственный долг возрастает быстрее, чем ВВП, обслуживание государственного долга может осуществляться и за счет накопления и потребление, т.е. за счет снижения жизненного уровня населения.
  • Если государственный долг возрастает в условиях прекращения роста ВВП или его падение, то следствия для страны-должника могут быть более отрицательными:
  • когда долги накапливаются из года в год, это может привести страну к долговой кабале;
  • привести к потере экономической независимости и потери политических позиций в мировом сообществе.

Изучение международного опыта урегулирования долговых проблем и анализ ситуации с государственной задолженностью в Украине удостоверили, что единственно возможными путями выхода из долгового кризиса в Украине есть:

  • прекращение обслуживания государственных облигаций, которые находятся в собственности НБУ, и ликвидация рынка ОВДП;
  • частичное перенаправление осуществляемой денежной эмиссии на погашение долговых обязательств Правительства (в размере 1,5 % к ВВП):
  • достижение первичного профицита бюджета объемом 3,5-2,4 % к ВВП;
  • сокращение импорта потребительских товаров через усиление тарифного регулирования;
  • осуществление валютного регулирования и задействие механизмов остановки бегства капиталов за границу;
  • заключение соглашений с кредиторами относительно реструктуризации задолженности на условиях снижения долговой нагрузки и применение инструментов активного управления государственным долгом.

С целью послабления долгового давления на бюджет и платежный баланс Украина должна также добиваться заключения соглашений с кредиторами относительно реструктуризации долга на условиях уменьшения долговых выплат и обмена долговых обязательств государства на имущественные активы. При этом следует учитывать богатый мировой опыт урегулирования внешней задолженности.

Задолженность перед официальными кредиторами может быть реструктурированная через заключение соглашений с «Парижским клубом»; задолженность перед иностранными коммерческими банками - с консорциумом коммерческих банков. Займа международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) реструктуризации не подлежат, в случае чрезвычайных обстоятельств помощь этих организаций заключается в предоставлении положительных нетто-кредитов. Ставя перед кредиторами вопроса о реструктуризации, страна-заемщик должен предоставить программу корректирования платежного баланса на среднесрочный срок. Необходимым условием реструктуризации долга есть реализация заемщиком стабилизационной программы МВФ.

Кроме того, с 1989 г. начали проводиться операции из добровольного сокращения размера долга с учетом котировок вторичного рынка. Для сокращения суммы долговых выплат ценные бумаги государства подлежали обмену на новые долговые обязательства с дисконтом или с низшими процентными ставками, или же государственные обязательства должны были выкупаться заемщиком за денежные средства. Через осуществление указанных операций фактически была списана часть внешней задолженности Аргентины, Мексики, Венесуэлы, Коста-Рики, Филиппин, Уругваю, Иордании, Бразилии, Доминиканской республики.

Исходя из формальных критериев (объем внешнего долга до 40 % ВВП, норма обслуживания долга до 20 % экспорта), за которыми страна получает право на льготный подход, в 2000 г. Украина имела законные основания добиваться задействия схем реструктуризации, в рамках которых происходит частичное уменьшение размера государственного долга и процентных выплат.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы