Достижение уступок со стороны кредиторов

Достижение уступок со стороны кредиторов требует изготовления четкой переговорной позиции. Необходимо акцентировать внимание на потому, что Украина не сможет выполнять свои платежные обязательства, если ее экономика будет продолжать приходить в упадок под давлением значительных долговых выплат. Кроме того, не следует исключать возможность дефолту. Объявление дефолта противоречит интересам кредиторов, поэтому они сами будут стараться не допустить его.

Освещение данного вопроса не будет полным, если мы оставим без внимания кредитный рейтинг Украины. Он влияет на отношения Украины с иностранными инвесторами, которые (особенно в последнее время) под влиянием следствий глобального экономического кризиса стараются держаться в стороне непредусмотренных рынков на манер украинского. Именно кредитный рейтинг является тем индикатором, который разрешает потенциальным зарубежным инвесторам оценивать риски вкладывания своих средств в экономику той или другой страны.

На сегодня положение Украины в рейтингах ведущих специализированных агентств выглядит таким образом.

«Rating and Investment Information, Inc.» повысило кредитный рейтинг внешних долгосрочных государственных обязательств из уровня «ССС+» к «В-» с положительным прогнозом. 26 марта 2002 г. международное рейтинговое агентство «Fitch» повысило долгосрочные рейтинги для обязательств Украины в национальной и иностранной валюте и краткосрочные рейтинги для обязательств Украины в иностранной валюте к уровню «В» из уровня «В-» краткосрочные рейтинги обязательств подтверждаются на равные «В». Прогноз за указанными рейтингами стабильный.

Повышение рейтинга Украины стало возможным благодаря прогрессу в достижении макроэкономической и финансовой стабильности за последние два года: рост макроэкономических показателей, увеличение валютных резервов, усиление экспортной позиции Украины, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины и ликвидация задолженности. В частности, эффективное управление государственным долгом и проведенная реструктуризация задолженности перед Парижским клубом дали возможность уменьшить долговую нагрузку и достичь равномерного графика выплат за погашением и обслуживанием долга на следующие года, а также повысили позиции Украины на финансовых рынках и обеспечили возможность роста необходимых размеров валютных резервов государства.

Вместе с тем аналитики агентств указали, что уровень рейтингов Украины ограничивается такими факторами, как существование нестабильной политической ситуации и недостаточно активная проводка политических и структурных реформ, в частности, политизированный процесс приватизации энергетического и промышленного секторов.

Кредитный рейтинг для Украины рассчитал и Всемирный экономический форум. В своем Докладе о глобальной конкурентоспособности 2001—2002 гг. он ранжыровал Украину на 73 месте, при так как спектр исследуемых им объектов включает 75 стран.

Опираясь на международный опыт и отстаивая собственные национальные интересы, Украина должна также задействовать механизмы активного управления внешним долгом: начать обмен (своп) долговых обязательств государства на акции предприятий, которые находятся в государственной собственности, инициировать погашение долгов товарными поставками, выкуп государственных облигаций на вторичном рынке за денежные средства.

Существенной проблемой государственного долга Украины есть высокий уровень валютного риска, который обусловлено значительным удельным весом внешнего долга в общей задолженности государства. В зависимости от ситуации на внутреннем и международном финансовых рынках следует использовать возможности взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, что, в свою очередь, требует от правительства и НБУ употребление эффективных мер относительно радикального усовершенствования внутреннего финансового рынка.

Это возможно лишь за надлежащей ликвидности государственных ценных бумаг и высокого уровня их капитализации. Министерство финансов и Национальный банк должны согласовать свои усилия в проводке долговой и монетарной политики. Такая координация должна распространяться на все этапы разработки и реализации этой политики параллельно с усовершенствованием инфраструктуры рынка, развитием вторичного рынка государственных ценных бумаг, информационным обеспечением и главное - прозрачностью действий обеих указанных учреждений на финансовом рынке.

В нашем же случае, когда распределение госдолга на внутренний и внешний (за исключением гарантированных долгов) составляет 33 % и 67 % соответственно, радость от накопления внутренних долгов в виде пирамиды ОВГЗ была недлинной, поскольку через огромные процентные ставки (что достигали 100 % в валюте!) возможности инвесторов относительно купли этих бумаг и поддержание роста пирамиды быстро исчерпались. В результате все бремя долга в виде ОВГЗ лиг на нынешних собственников таких бумаг вследствие долгосрочной реструктуризации и бюджет страны следующих лет, когда долги за госбумагами отдавались за счет реальных налоговых поступлений - поступлений, вымученных с реального сектору экономики.

Поскольку критерием деления долга на внутренний и внешний считается валюта заимствований, средства, мобилизованные за счет размещения валютных облигаций, будут относиться к государственному внешнему долгу. В Украине распределение государственного долга по валюте (на июль 2002 г.) представляет: EURO — 16 %, UAH — 20 %, USD — 63 %, JPY — 1 %. Тем не менее, такое привлечение делается невозможным нормой ст. 12 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», которая устанавливает, что стоимость облигаций может быть выражена лишь в гривнах, и декретом Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. «О системе валютного регулирования и валютного контроля», согласно которому валюта Украины является единым законным средством платежа на территории Украины для оплаты любых требований и обязательств.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы