Сотрудничество Украины с международными финансовыми учреждениями

Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом. Характер и объемы взаимодействия Украины с международными субъектами финансово-кредитной политики, которые являются кредиторами нашего государства, предопределяются разноплановыми факторами. И хотя главный из них - потребности развития реального сектору, внутренняя логика механизма принятия решений в сфере денежно-кредитной политики в Украине реализуется в контексте преимущественно краткосрочных (максимум - среднетерминовых) целей бюджетного балансирования, фискальной политики и стабилизации гривны. Убедиться в этом можно, рассмотрев условия сотрудничества Украины с отдельными международными финансовыми организациями.

3 сентября 1992 г. Украина стала членом МВФ. Ныне квота Украины в Фонде составляет 1372 млн СПЗ.

За годы сотрудничества Украины с МВФ (1994—2002 гг.), получено 3,9 млрд долл. США кредитных ресурсов за программами STF, Stand-by, EFF, что было обусловлено девальвацией курса национальной валюты, слабостью резервов НБУ и платежного баланса.

Активное сотрудничество с этой организацией началась в октябре 1994 г. из разработку украинским правительством, вместе с экспертами МВФ, программы макроэкономической стабилизации и реформирование экономики.

В сентябре 1998 г. Советом директоров МВФ была утверждена программа «Механизм расширенного финансирования» для Украины общим объемом около 2266 млн долл. США. Состоянием на 1 марта 2002 г. Украина в рамках указанной программы получила 1480 млн долл. США.

Преимуществом кредитования в рамках Программы есть то, что средства предоставляются на более продолжительный срок (срок погашения — 10 лет с отсрочкой уплаты основной суммы долга на пять лет), в большем объеме (общий объем займа составляет 2,226 млрд долл. США) и под небольшие проценты (до 7 % годовых).

На заседании Совета директоров МВФ, которое состоялось 24 апреля 2002 г. в Вашингтоне, было отмечено положительную макроэкономическую динамику Украины в 2001 г. и в начале 2002 г.

7 августа 2002 г. было обнародовано заявление МВФ о непредоставлении Украине последнего транша за программой EFF в размере 550 млн долл. При этом в заявлении делалось ударение на готовности МВФ продолжать сотрудничество с Украиной.

3 сентября 2002 г. завершилось сотрудничество Украины с МВФ по четырехлетней программе расширенного финансирования (EFF).

Исходя из нынешнего состояния дел, Украина, в принципе, желает оставить теоретическую возможность получения новых кредитов МВФ, и потому отдает предпочтение сотрудничества на основе упорядываюшей (страховой) программы «стенд-бай».

Правительство убеждено в необходимости сотрудничества с Фондом: для западных инвесторов оно словно является критерием стабильности. Л. Д. Кучмы, «сотрудничество с МВФ является сигналом для всего мира. Ни одна структура не будет сотрудничать с Украиной, если мы не работаем с МВФ» (хотя за длинные годы реализации программ разнообразных займов МВФ желающих инвестировать в Украину значительно не увеличилось). Кроме того, от сотрудничества Украины с МВФ зависит перспектива отношений с другими международными финансовыми организациями (в 2003 г. Украина получила около 250 млн долл. от Мирового банка и 60 млн. долл. от ЕС).

Сотрудничество Украины с ЕБРР. Украина стала членом ЕБРР в августе 1992 г. после подписания Президентом Украины Указа «О членстве Украины в Европейском банке реконструкции и развития» № 379/92 от 14 июля 1992 г.

Процесс сотрудничества Украины с ЕБРР характеризуется не только широким диапазоном областей и направлений деятельности, а и довольно положительной динамикой относительно количества проектов и объемов финансирования. Суммарные финансовые обязательства за проектами за весь период деятельности ЕБРР в Украине превысили 1,4 млрд евро. Состоянием на конец марта 2002 г., портфель проектов ЕБРР в Украине, которые находились в состоянии реализации, состоял из 54 проектов. В сентябре 2002 г. стоимость портфеля (работающие активы, т.е. уже профинансированные средства, и неосвоенные обязательства) составляла 967,4 млн. евро. Из них работающие активы составляли 370,1 млн евро, или 38 %.

Портфель проектов ЕБРР преимущественно сконцентрировано в частном секторе — 69 % (667,7 млн евро) от всего объема финансирования — сравнительно с 31 % в государственном секторе (300,8 млн евро). Такой «портфельный коэффициент» полностью отвечает уставному нормативу ЕБРР, за которым этот коэффициент после пяти лет операций ЕБРР в стране должны быть не менее чем 60 % (частный сектор) и 40 % (государственный). Вместе с тем следует отметить, что в ближайшее время «портфельный коэффициент» может кое-что измениться на пользу государственного сектору после принятия ряда проектов в муниципальном секторе и в транспортной области.

Сегодня, учитывая улучшение экономической и финансовой ситуации в Украине, повышение спроса на средне- и долгосрочные финансовые ресурсы со стороны бизнеса можно ожидать, что объемы проектного финансирования ЕБРР проектов в Украине будут составлять 200-300 млн евро на год.

Сотрудничество Украины с Мировым банком. 3 сентября 1992 г. Украина стала 167 членом Мировогобанка, осуществив подписку на 908 акций (1315,9 млн долл. США акционерного капитала). С 1992 г. Совет директоров Мирового банка утвердил ряд проектов для Украины на сумму более чем 3060 млн долл. США. С начала сотрудничества общая сумма средств, выделенных Банком Украине, достигла 2,02 млрд долл. США, из которых Украина не использовала 0,63 млрд долл. США.

Начиная с 1994 г. в Украине были подготовлены и начаты внедрения 6 системных, 16 инвестиционных и 4 грантированый проекты на общую сумму около 2,7 млрд долл. США.

Успешная деятельность украинского правительства разрешила Мировому банку подготовить и принять 12 сентября 2000 г. новую Стратегию помощи Украине (Country Assistance Strategy — CAS) на период 2001—2003 гг., которая предусматривает предоставление нашему государству на протяжении трехлетнего периода займов на сумму 1,8 млрд долл. США, а также осуществление ряда мероприятий, направленных на обеспечение эффективного государственного управления, прозрачности и отчетности в деятельности государственного сектору, на развитие ориентированных на рыночную среду учреждений.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы