Кризис мировой задолженности

На начало 70-х лет уже были заложены основы для формирования системы международной задолженности. Отправными ее точками можно считать крах Бреттон-Вудськой системы в 1971 г. и первый нефтяной шок в 1973 г. После этих двух событий начался настоящий бум международных займов. Причем большими заемщиками были не только страны, которые развиваются, которые не имеют нефти, для финансирования своих дефицитов, а и страны, которые владеют нефтью, для финансирования программ расширения экономики. Падение процентной ставки, которое состоялось со временем вследствие взрыва спроса на международный кредит, заставило многих стран-кредиторов и стран-заемщиков пересмотреть раньше заключенные кредитные соглашения, которые оказались несостоятельными в результате кардинального изменения объективных внешних условий. На 80-начало х лет много стран из числа тех, что развиваются, ощущали трудности при выполнении своих обязательств. Настоящий долговой кризис взорвался в 1982 г., когда Мексика заявила, что не в возможности больше обслуживать свой внешний долг.

Условно последние 25 лет кредитная история мира — это история периодических обострений проблемы международной внешней задолженности и криз. Крайним проявлением финансового кризиса есть неплатежеспособность государства за иностранными займами (во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. прекратили платежи за внешними займами Великобритания, Франция, Германия, Италия, в результате чего в 1931 г. США на год отсрочили все платежи за внешними долгами). Ведь долговой кризис - это следствия проблем краткосрочной ликвидности и свидетельство необходимости удлинения (пролонгации) сроков погашения. Результатом поиска выхода из кризиса неизменно был пересмотр долга суверенных стран. Итак, всю историю мирового долга можно условно разделить на определенные циклы его развития.

Выделяют три таких стадии развития. Первая охватывает период на протяжении 1980—1985 гг. Именно в настоящее время начали изменяться объем и структура задолженности стран, которые развиваются. Большие страны со средним доходом большей частью имели задолженность перед основными коммерческими банками. Причем сумма задолженности часто превышала капитальную базу многих из этих частных закладов. Сдача задолженности приходилась на официальных кредиторов.

Финансовое сообщество на этой стадии еще было уверено, что долговой кризис является следствием проблем краткосрочной ликвидности, а отсюда - удлинение сроков погашения. В центре внимания были страны со средним доходом, такие как Бразилия и Мексика.

Первый этап международного процесса пересмотра условий погашения долга характеризуется как «Банкирский кризис». Цель пересмотра состояла в сокращении текущих обязательств должника из обслуживание долга путем перенесения сроков погашения основной суммы долга. Такая стратегия оборачивалась для должника наращиванием его общих долговых обязательств и значительному ростом будущих обязательств из обслуживание долга.

Вторая стадия охватывает период с 1985 до 1989 гг. В 1980-середине х лет совокупный баланс коммерческих банков улучшился, но стало очевидным, что многие проблемы заемщиков имеют структурный характер. Социальные и политические факторы нивелировали или задерживали осуществление внутренних реформ, которое ухудшало платежный баланс. И хотя банки-кредиторы пересмотрели условия реструктуризации долга с целью удлинения периодов погашения задолженности, капитализации процента официальными кредиторами, они не предусматривали сокращения задолженности или объемов обслуживания задолженности.

Соответственно плану Бейкера, осуществления которого началось в этот период, для поддержания уровней инвестирования были выделенные новые денежные средства. Это дало возможность основным странам-должникам перекрывать свой долг (было даже разработанное и использовалось в соглашениях так называемое «меню возможностей»). В это время проблема задолженности бедных стран, которые развиваются, выделилась от проблемы задолженности больших стран со средним доходом. Первые ощутили на себе весьма большое бремя задолженности относительно потенциала их экономики. И вдобавок эти страны зависели от экспортных поступлений от одного-двух товаров широкого потребления. Поэтому сокращение объемов торговли этими товарами очень отрицательно отразилось на возможности этих стран обслуживать свои долги.

Стратегия, предложенная министром финансов США Джеймсом Бейкером, учитывала политические реалии стран-должников и долгосрочный характер кризиса задолженности. Он предложил простимулировать должников продолжить выполнение текущих обязательств из обслуживание долга, пообещав наибольшим из них предоставить новые кредиты в случае выполнения ими условий своих соглашений с международными финансовыми закладами. Должники имели возможность использовать кредиты на структурную перестройку и стимулирование экономического роста. Дополнительные средства должны были предоставить коммерческие банки и многосторонние банки развития.

Основная цель плана - предоставить стран-должнику как можно больше времени для устранения причин ее финансовых проблем. План Бейкера принес лишь частичные плоды, поскольку он не предусматривал ни одного механизма, который бы мог заставить внести дополнительные средства.

Характерными особенностями последнего периода осуществления плана Бейкера были эксперименты с применением методов сокращения и облегчение долгового бремени. Эти эксперименты привели к тому, что участники переговорного процесса предоставили кредиторам «меню вариантов», которое разрешало каждому кредитору избирать форму облегчения долгового бремени заемщика.

Интерес кредиторов к этим вариантам в значительной мере стимулировал перенесение главного направления стратегии пересмотра долга с сохранение активов на сокращение долга.

Третья стадия началась в 198 г. и длится к ныне. Она характеризуется как стадия «кризиса должника». Официальное начало этого этапа было положено выступлением Николаса Брейди, что был к тому времени министром финансов США. В своем выступлении он призвал к проводке новой стратегии погашения долга на основе принципа сокращения задолженности. Эта стратегия применялась относительно тех стран, которые проводили политику экономической стабилизации, принятую международными финансовыми учреждениями. В плане содержался также призыв к смягчению условий соглашений о пересмотре долга, с тем чтобы и кредиторы, и должники получили большую свободу во время разработки таких соглашений. Главное значение этого выступления заключалось в том, что в нем впервые прозвучало официальное признание со стороны США того, что долг не будут полностью уплачены и банки несут потери.

Согласно плану Брейди должники должны были принять во внимание политику привлечения как прямых, так и косвенных инвестиций и то, что свопы долг/акции могут быть полезным компонентом этой стратегии. Некоторые латиноамериканские страны воспользовались другими механизмами переведения долга, такими как выкуп задолженности или ее погашение поставками товаров.

Экономический саммит 1988 г. в Торонто призвал Парижский клуб с целью облегчения бремени задолженности наименее развитых стран принять комплекс новых мероприятий. Войдя в историю как «Торонтские условия», они предусматривают сокращение долга или его обслуживание, или удлинение сроков погашения официальной двусторонней задолженности. Следующий саммит в Хьюстоне в 1990 г. призвал Парижский клуб проверить ход выполнения Торонтских условий и рассмотреть вопрос о предоставлении помощи странам с доходом ниже от среднего. При этом, поскольку в абсолютном выражении коммерческий долг беднейших стран есть небольшим, то при рассмотрении будущих мероприятий по предоставлению помощи этим странам особое внимание необходимо уделить безвозмездному и надконцесийному финансированию, а также большему сокращению задолженности.

Последний этап получил новый виток осенью 1997 г. в связи с финансовым кризисом в южноазиатском регионе, которая потом охватила сдачу регионов мира.

За последние 20 лет страны «Юга» выплатили «Севера» за долговыми обязательствами 3 трлн 450 млрд долл. США, - это в 6 раз больше начальных долгов. Еще надо выплатить 2 трлн долл.

Бразилия в среднем за последние пять лет платила за внешним долгом 42 млрд долл. (6 % ВВП), Турция — 14 млрд (7,5 % ВВП), Тайланд — 12 млрд (8,5 % ВВП), Аргентина — 25 млрд (9 % ВВП), Индонезия — 27 млрд (18,6 % ВВП), Венгрия — 10 млрд долл. ША (20 % ВВП)

скачать бесплатно metastock http://www.fxclub.org/fcdatex/
Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы