Долговые стратегии стран

Сегодня довольно актуальным есть вопросы методологии разработки долговой стратегии, ведь именно набор определенных мероприятий и инструментов, которые дают возможность улучшить долговое положение, производить более взвешенную и обоснованную политику относительно привлечения новых средств государством, и отождествляется с долговой стратегией страны.

Много ученых под долговой стратегией понимают систему урегулирования долговых проблем стран, которые имеют трудности в обслуживании долговых обязательств за внешними заимствованиями и восстановление их платежеспособности. Считается, что долговая стратегия должна включать три взаимосвязанные блока мероприятий. Это, во-первых, мероприятия по макроэкономической стабилизации и структурным преобразованиям, направленные на формирование адаптивной экономики, способной функционировать в условиях глобализации, обеспечивать дальнейший рост, социально-экономическое развитие и поддержку экологического равновесия.

Второй блок мероприятий в пределах долговой стратегии включает рыночные и нерыночные, концессионные (с элементом-грантом-элементом) и неконцессионные методы облегчения долговой нагрузки и снижение внешнего долга и платежей из его обслуживание.

Третий блок долговой стратегии касается к увеличению притока валютно-финансовых ресурсов в страны-должники.

Но по утверждению Стенли Фишера, мир до сих пор не разработал исчерпывающей теории управления государственным долгом. Например, Джеймс Тобин предлагает пользоваться тремя критериями, или целями, если речь идет о разработке стратегии управления государственным долгом. Это:

  • минимизация суммы процентных платежей;
  • экономическая стабилизация (поддержание фискальной и монетарной политики путем регулирования уровня и состава совокупных расходов);
  • нейтральность (минимизация влияния финансирования государственного долга на состояние финансового рынка).

Тем не менее достижение одной из этих целей на практике приводит к несоблюдению другой. Так, на убеждение Ф. Гайаваззи и М. Пагано, минимизация расходов возможная за краткосрочных платежей, которые, в свою очередь, влияет на стабильность финансового рынка через риск государства не выполнить свои обязательства (ведь, как правило, платеже своевременно не выплачиваются), который возрастает в условиях неконтролируемого рынка, характерного для стран с переходной экономикой. В конечном итоге это ведет к повышению расходов, поскольку участники рынка нуждаются в надбавке к процентным платежам для рефинансирования долга.

Экономисты Мирового банка используют другие критерии для оценки положения страны с внешним долгом. В частности, Роща Пфефферман выделяет такие:
1) кредитные средства должны инвестироваться в продуктивную сферу экономики. Причем эти инвестиции должны быть настолько рентабельными, чтобы, как минимум, возместить затраты на обслуживание долга. Речь идет о так называемой «положительной прибыльности инвестиций», т.е. когда доходы от них покрывают по крайней мере выплату долга и процентов. Во многих странах это требование закреплено законом и даже внесенная в конституцию. Впрочем в Украине фактически существует такая ситуация:

  • от начала переходного этапа дефицит бюджета намного превышает объем капиталовложений государства;
  • было осуществлено очень имело структурных реформ, которые могут оцениваться как инвестиции;
  • как номинальные, так и реальные процентные ставки за государственным долгом есть очень высокими. Вообще выдается, что бюджетный дефицит в значительной мере использовался не с целью финансирования инвестиций, а для того чтобы финансировать потребление. В свою очередь, степень окупаемости государственных капиталовложений есть неизвестным. Учитывая высокие процентные ставки такое состояние вещей ложится трудным бременем на будущее;

2) совокупные национальные сбережения должны быть настолько большими за совокупные национальные инвестиции, чтобы разность покрывала по крайней мере проценты за предыдущим заимствованием;
3) прирост совокупного продукта должны превышать прирост населения;
4) государство должна быть способной привлекать ресурсы извне для обслуживания долга (имеется в виду кредитоспособность страны). На сегодня ситуация в Украине есть такой, что не оказывает содействие повышению ее кредитного рейтинга и свидетельствует об увеличении «суверенного риска» (риска того, что правительство откажется выполнять свои обязательства).

Приведенные условия успешной долговой политики не являются релевантными, например, в ситуации, когда внешние заимствования осуществляются с целью нейтрализации следствий кризиса потребления; когда внешние поступления в страну резко уменьшаются и средства, привлеченные извне, используются для компенсирования временного недостатка ресурсов и возвращают с восстановлением поступлений.

Красной нитью проходит у всех исследователей по данному вопросу мысль о том, что менеджмент внешнего долга - составляющая макроэкономической политики (управление платежным балансом). Он разрешает ликвидировать разрыв между внутренними сбережениями и инвестициями, между экспортом и импортом товаров и услуг. Без осознания этого фундаментального положения невозможно вообще говорить о существовании любой логической системы управления государственным долгом.

Поскольку настоящее заимствование припускает расхода в будущему, необходимо учитывать перспективы экономического развития и прогноз состояния платежного баланса в среднесрочной перспективе при принятии решений относительно новых кредитов. Частично данную информацию предоставляет годовой бюджет и среднесрочный план развития.

В некоторых странах в бюджете указываются лимиты заимствований правительством и госсектором, а также кредитов под государственные гарантии. В других странах устанавливаются предельные значения показателей, которые характеризуют состояние внешнего долга. Могут также выдвигаться требования, чтобы все займы проходили через центральный орган. В Таиланде, например, существует ограничение для коэффициента обслуживания внешнего долга.

В некоторых странах долговая стратегия включает вопрос стоимости заимствования в разных источниках внешнего финансирования, а также их доступности. Гранты и кредиты на льготных условиях в долгосрочной перспективе является наилучшим источником финансирования, хотя они предоставляются на протяжении более продолжительного времени, чем банковские кредиты. В некоторых странах большое внимание власть также уделяет корреляции сроков отдачи от инвестиционных проектов и сроков погашения займа, а также стоимости инвестиционных средств и нормы прибыли, которые спорят за проектом.

В целом решения о необходимости привлечения внешних кредитов должны основываться на выводах об эффективности использования этих средств: несоответствующая экономическая структура, торговый режим, политика обменного курса и предоставление субсидий не должны совершать отрицательного влияния на уровень цен и спроса. С накоплением внешнего долга государства становятся более открытыми, вместе с тем возрастает значение поддержания конкурентоспособности ценовой структуры.

Эффективное размещение ресурсов предусматривает тщательный анализ инвестиционных проектов для госсектора, с тем, чтобы выяснить, действительно ли они обеспечивают чистую социально-экономическую выгоду. Содержание платежного баланса на определенном уровне означает, что если государственные проекты предусматривают иностранные поступления, то их внешний социально-экономический эффект (в виде снижения объемов импорта или увеличение валютных поступлений) должен компенсировать расхода на привлечение внешних средств.

Несоответствие данным критериям может привести к проблемам в обслуживании долга не только через недопоступление доходов, необходимых для покрытия расходов на обслуживание долга, а и вследствие снижения общей эффективности экономики.

Рассмотрев теоретически-методологические аспекты долговой политики, перейдем к рассмотрению практических действий относительно реализации определенных долговых стратегий, которые имели место в отдельных странах мира.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы