Роль международных финансовых организаций в регулировании внешнего долга

С начала 1980-х лет к процессу решения кризиса задолженности все больше начали привлекаться международные финансовые учреждения — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые было создано в 1944 г. Сорок четыре страны отказались от политики «розори своего соседа», которая привела к глобальной депрессии 1930-х лет, в пользу международного экономического порядка, который оказывал содействие бы, как надеялись к тому времени, недискриминационному распределению денег, кредитов, капитала, товаров и услуг.

Участники Бреттон-Вудской конференции рассмотрели денежную систему, основанную на стабильных курсах свободно конвертированных валют и свободной унифицированной платежной системе. С целью управления этой системой они и создали МВФ, который предоставляет краткосрочное финансирование государствам-членам, которые ощущают проблемы с платежным балансом. МБРР дополняет международную ориентацию МВФ за счет финансирования развития инфраструктуры отдельных стран. МБРР, который сначала был создан с целью предоставления помощи в реконструкции разрушенной войной Европы и содействия развития продуктивных ресурсов стран, которые развиваются, вырос во Всемирную банковскую группу и сегодня дополняется такими учреждениями, как Международная ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ). Последняя работает в тесном контакте с частными инвесторами из финансирования инфраструктуры в странах, которые развиваются.

С момента своего учреждения МВФ и МБРР эволюционировали, реагируя на экономические кризисы, такие как коллапс системы валютного паритета в 1971 г. и кумулятивная долговая кризис 1980-х лет. Это привело к тому, что их настоящие роли стали значительно более сложными и менее четко определенными, чем на момент создания. Сегодня обе эти учреждения руководят многосторонними финансовыми операциями и политическими диалогами, которые охватывают почти все аспекты развития стран-участниц. Например, на данное время МВФ принимает во внимание вопроса окружающей среды, военных расходов и социального влияния экономического корректирования в дополнение к своим традиционным макроэкономическим требованиям. Мировой банк расширил также свой традиционный интерес к проектам развития, включив оценку учреждений, правил и процедур, которые направляют политику и выполнение таких проектов в странах-дебиторах.

Наверное, наиболее противоречивым финансово-кредитным учреждением, вокруг которого точится множество дискуссий, есть МВФ. Показательной в этом плане есть критика такого авторитетного издания, как «The Economist». В частности, в нем отмечается, что в последнее время МВФ все чаще сыграет роль инструмента внешней политики стран Запада, предоставляя финансовую помощь только тем, кого индустриальный мир хочет видеть среди своих союзников. В результате «о западных» страны-должники все более активнее игнорируют требования руководства МВФ, справедливо считая, что они в любом случае получат от него свои деньги. Так, после года безуспешных переговоров с правительством Аргентины Фонд в конце концов все же согласился предоставить этой латиноамериканской стране очередной кредит. В опубликованной в январе 2003 г. заявлению руководящего директора МВФ Хорста Келлера говорится о том, что он поддержит планы относительно предоставления Аргентине нового кредита, несмотря на связанные с этой операцией «значительные риски».

Очевидно, что в последнее время МВФ весьма часто оказывается в безвыходной ситуации. С одной стороны, он должен быть особенно осторожным при предоставлении новых кредитов, с другого — ему приходится учитывать интересы своих главных акционеров, больших развитых стран Запада. Эти целые часто вступают в разногласие одна из одной, особенно когда задействованные политические факторы. Как указал профессор Оттавского университета Чоссудовски, «после истечения «Холодной войны» политика внедрения макроэкономических реформ постоянна использоваться МВФ и мировым банком как средство защиты определенных геополитических интересов. Структурную перестройку было преобразовано на механизм разрушения экономики и демонтажа системы государственных предприятий стран периферии, которое привело к тяжелым экономическим и социальным следствиям, глобализации убожества и развала гражданского общества более чем в 100 странах мира.» По словам премьер-министра Чехии Вацлава Клауса, «роль иностранной помощи в процессе превращения в лучшем разе есть незначительной. Обращаться за помощью к все более игоистичному и протекционистскому миру ХХ ст. является напрасным делом, эта помощь имеет откровенно двузначный характер.»
Кроме того, МВФ приходится проявлять заботу о состоянии мировых финансовых рынков, которые могут «обвалиться» в случае объявления такой страной, как, например, Бразилия, полномасштабного дефолту. В подобных условиях Фонд отдает предпочтение уклонению от слишком резких выпадов относительно больших должников, которые, в свою очередь, стараются в меру своих возможностей использовать это обстоятельство в своих интересах.

МВФ приходится принимать обвинение со всех сторон. Фондом недовольные буквально все: страны-должники вынуждены внедрять у себя мучительные реформы, и страны-кредиторы, недовольные тем, что их деньги исчезают в карманах стран, которые развиваются, как в бездонной бочке. Сегодня Фонд может разрешить себе говорить из позиций силы разве что с относительно небольшими странами, такими как Эквадор, правительство которого просто не имеет в своем распоряжении рычагов давления на бюрократов с Вашингтону.

Если анализировать непосредственно технические аспекты деятельности МВФ, схему действия его кредитных механизмов, то следует отметить, что МВФ на данное время предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т.е. практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержания макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это означает - для финансирования бюджетных расходов правительства.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы