Кредит рефинансирования

В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банков Национальный банк может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также определять дополнительные требования к их участникам, о чем сообщается банкам средствами электронной почты. Банк, который на основании прогноза своей ликвидности планирует принять участие в тендере с предложением предоставить под обеспечение кредита рефинансирования учтенные векселя, двойные складские свидетельства, ипотечные сертификаты с фиксированной доходностью, облигации предприятий или облигации местных займов, ориентируясь на сроки проведения Национальным банком тендеров, должны заранее предоставлять территориальному управлению соответствующие документы для их проверки. Территориальное управление к рассмотрению берет лишь те документы, которые дают возможность сделать вывод относительно возможного принятия предложенного вида обеспечения, и не меньше чем за один рабочий день к объявлению о проведении дежурного тендера сообщить банк относительно приемлемости обеспечения.

Один банк не может получить больше как 50 % предложенного на тендере объема кредитов.

Сумма задолженности за кредитами Национального банка (кроме кредита овернайт), в том числе за кредитами с учетом представленной заявки на участие в тендере, не должна превышать 50 % размера регулятивного капитала банка, рассчитанного по данным последнего баланса.

Кредит рефинансирования сроком до 14 дней может предоставляться банку под обеспечение гарантии другого банка в объеме предоставленной гарантии или учтенного векселя, авалированного другим банком, но не больше чем 50 % размера регулятивного капитала банка-заемщика, рассчитанного по данным последнего баланса.

В случае обращения за кредитом рефинансирования сроком до 365 дней банк, кроме требований, изложенных выше, должны придерживаться таких дополнительных требований:

  1. в кредитном портфеле банка кредиты (кроме кредитов сроком свыше одного года), что полученные им на межбанковском рынке и предоставленные другим банкам, не превышают 20 % от общей суммы обязательств банка на последнюю отчетную дату, которая передует дате обращения;
  2. просроченные и сомнительные кредиты в портфеле банка (соответственно определенным в нормативно-правовых актах Национальному
    банку по вопросам банковского надзора критериев их классификации) представляют до 10 % от суммы кредитного портфеля;
  3. сума задолженности за кредитами Национального банка (кроме кредита овернайт), в том числе за кредитами с учетом представленной заявки на участие в тендере, не должна превышать 50 % размера регулятивного капитала банка, рассчитанного по данным последнего баланса.

К заявке на получение кредита рефинансирования сроком свыше 14 дней прибавляется информация Генерального департамента банковского надзора НБУ относительно финансового состояния банка и соблюдение им требований нормативно-правовых актов Национального банка с выводом относительно целесообразности такого рефинансирования. Территориальные управления, Генеральный департамент банковского надзора постоянно осуществляют мониторинг финансового состояния банка, который имеет кредит, предоставленный на срок свыше 14 дней, и ежеквартально его финансовое состояние рассматривается на заседании Комитета по управлению активами и пассивами Национального банка. На заседание могут быть приглашены руководители банка.

На протяжении понедельника банк, который нуждается в поддержании своей ликвидности, согласовывает с соответствующим территориальным управлением свое участие в тендере, проверяется залог, который предоставляется под обеспечение кредита рефинансирования, готовится заявка.

Банк с помощью средств программно-технологического обеспечения «Кредитный тендер» может подать лишь одну заявку на участие в тендере к Департаменту монетарной политики, которая должных содержать перечень государственных ценных бумаг, учтенных банками векселей, двойных складских свидетельств, ипотечных сертификатов с фиксированной доходностью, облигаций предприятий или облигаций местных займов, без любых дальнейших перемен к ней. Заявки, которые поступили позднее установленное для участия в тендере времени, не принимаются, за исключением, если это произошло по причинам технического характера.

При условии предоставления кредита рефинансирования под обеспечение государственных ценных бумаг Национальный банк проверяет наличие в банка на счету в ценных бумагах свободных от обязательств государственных ценных бумаг и сроки их погашение, и Департамент монетарной политики передает копию заявки к соответствующему территориальному управлению для дальнейшей проверки кредитоспособности банка.

В случае предоставления кредита рефинансирования под обеспечение облигаций предприятий, облигаций местных займов Национальный банк проверяет через уполномоченный банк-хранитель на основании выписки из счета в ценных бумагах в Открытом акционерном обществе «Межрегиональный фондовый союз» или в другом уполномоченном субъекте фондового рынка наличие у заемщик^-заемщика-банка-заемщика облигаций, которые передаются под обеспечение кредита рефинансирования, и присылает заявку территориальному управлению для дальнейшей проверки кредитоспособности банка.

Департамент монетарной политики без проверки передает заявку соответствующему территориальному управлению для осуществления дальнейшей проверки, а именно:

  1. учет векселей, их учета на соответствующем счету бухгалтерского учета согласно требованиям нормативно-правовых актов Национального банка;
  2. двойных складских свидетельств и ипотечных сертификатов
    с фиксированной доходностью соответственно требованиям законодательства Украины.

Соответственное территориальное управление после рассмотрения заявки на участие в тендере, проверки кредитоспособности банка, предложенного обеспечения и соблюдение им других требований с помощью средств программно-технологического обеспечения «Кредитный тендер» сообщает Департамент монетарной политики о возможном участии банка в тендере и надежность предложенного банком обеспечения.

В случае проведения количественного тендера распределение кредитов осуществляется согласно представленным заявкам к истечению суммы, которая предложена на этот тендер. Если предложенной на количественный тендер суммы недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то кредитные средства за одной тендерной ценой распределяются между всеми банками пропорционально к представленным заявкам.

Во время проведения НБУ процентного тендера банки самостоятельно предлагают процентную ставку, за которой они соглашаются получить средства, но не низшую за учетную. На процентном тендере заявки удовлетворяются соответственно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с высочайшей и в дальнейшем постепенно снижая ее к истечению предложенного объема кредитов или удовлетворение всех заявок банков.

Если невозможно удовлетворить заявки всех банков - участников процентного тендера, которые предлагают одинаковую процентную ставку, в связи с недостаточностью кредитов, средства, которые остались, распределяются пропорционально между этими банками.

О результатах тендера сообщаются банки - участники тендера и соответствующие территориальные управления НБУ. Банки, чьи заявки удовлетворенные, заключают кредитный договор и договор залога с соответствующим территориальным управлением НБУ, которое должных сообщить средствами программного обеспечения «Кредитный тендер» Департамент монетарной политики НБУ о заключении договора.
Департамент монетарной политики в среду соответственно заключенным кредитным договорам и договорам залога обеспечивает перечисление средств банкам, которые предоставили под обеспечение учтенные векселя, двойные складские свидетельства, ипотечные сертификаты с фиксированной доходностью, облигации предприятий и облигации местных займов.

Перечисление средств банкам, которые предоставили под обеспечение кредита рефинансирования государственные ценные бумаги, обеспечивается Департаментом монетарной политики с одновременным блокированием этих ценных бумаг в депозитарии государственных ценных бумаг Национального банка в порядке, установленному нормативно-правовыми актами Национального банка по вопросам депозитарной деятельности. В случае частичного удовлетворения заявок количество каждого кода выпуска государственных ценных бумаг, предложенных под обеспечение кредита, пропорционально пересчитывается и округляется к большему целому, о чем присылается сообщение банку-заемщику и соответствующему территориальному управлению.
Перечисление средств банкам, которые предоставили под обеспечение кредита рефинансирования государственные ценные бумаги (облигации внешнего государственного займа), обеспечивается после получения Департаментом монетарной политики выписки со счетов в ценных бумагах соответствующей депозитарной системы, заблокированных в пользу Национального банка.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы