Лизинговые платежи

В свою очередь, лизинговые платежи делятся на виды в зависимости от:

  • методов начисления:

фиксированные ставки — устанавливаются в денежной, натуральной или смешанной форме в абсолютной сумме;
паевые платежи — рассчитываются как доля от объема реализованной продукции, произведенной на арендованном оборудовании, путем участия в прибылях или валовом доходе лизингополучателя и др;
совокупные платежи — это сумма всех лизинговых платежей за весь период лизинга плюс плата за выкуп арендованного имущества в собственность после истечения срока соглашения;
платежи как процент от стоимости объекта лизинга;

  • способа уплаты:

линейные — платятся пропорционально равными долями;
прогрессивные незначительные взносы, которые устанавливаются в начальный период контракта и которые постепенно увеличиваются по мере освоения оборудования и расширение объема производства продукции;
дегрессивные — выплаты, которые постепенно снижаются; большей мерой применяются при ускоренных платежах на начальном этапе лизинга;
сезонные — применяются в сельском хозяйстве и в перерабатывающих областях с сезонным характером процесса производства, где возможности оплаты значительно улучшаются после сбора урожая;

  • периодичности уплаты:

одноразовые платежи — осуществляются после поставки объекта лизинга и подписание сторонами Акта приемки оборудования;
периодическиеежемесячные, ежеквартальные, ежегодные платежи;
Платежи с авансом — это своего рода частичная предыдущая оплата в момент подписания лизингового соглашения, которое потом высчитывается из общего объема лизинговых платежей, а сдача суммы погашается в установленном порядке.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона Украины «О лизинге» лизинговые платежи включают:

  • суму, который возмещает часть стоимости объекта лизинга, которая амортизируется за срок, на протяжении которого вносится платеж;
  • сумму, которая платится лизингодателю как процент за привлеченный им кредит для приобретения имущества;
  • платеж как вознаграждение лизингодателю за полученное в лизинг имущество;
  • возмещение страховых платежей, если объект застрахован лизингодателем;
  • другие расходы лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

При международном лизинге в размер лизинговых платежей должны также включаться стоимость таможенных платежей.
Международный рынок лизинговых услуг начал формироваться и развиваться после Второй мировой войны под влиянием таких факторов:

  • недостаточный объем ликвидных средств;
  • обострение конкуренции, которая нуждается в оптимизации инвестиций;
  • уменьшение прибыли предприятий, который ограничивает их возможности выделения достаточных средств для желательного расширения производства;
  • содействие развития лизинговых операций по стороне правительственных и финансовых органов в интересах стимулирования экономического роста, в частности в сфере инвестиций.

Международный лизинг — это договор лизинга, который заключается субъектами лизинга, которые находятся под юрисдикцией разных государств, или если имущество или платежи пересекают государственные границы.
Международный лизинг бывает:

  • прямой экспортный;
  • прямой импортный;
  • транзитный (косвенный).

Прямой международный лизинг представляет собой соглашение, где все операции осуществляются между коммерческими организациями с правом юридического лица с двух разных стран. Привлекательность этого вида лизинга заключается в такому:

  • лизингодатель имеет возможность получить экспортный кредит в своей стране и тем самым расширить рынок сбыта собственных товаров и услуг;
  • арендатор обеспечивает полное финансирование использования современных машин, оборудование и ускорено техническое переоснащение производства.

Экспортная лизинговая операциямеждународная операция, в которой лизингодатель покупает предмет аренды у национальной фирмы и предоставляет в наем иностранному лизингополучателю (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Упрощенная модель экспортного лизинга
Импортная лизинговая операция — лизинговая операция, в которой лизингодатель покупает предмет аренды у иностранной фирмы и предоставляет его отечественному лизингополучателю (рис. 5.3).


Рис. 5.3. Упрощенная модель импортного лизинга
Транзитный (косвенный) международный лизинглизинговая операция, в которой лизингодатель одной страны берет кредит или покупает необходимое оборудование в другой стране и поставляет его арендатору, который находится в третьей стране (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Упрощенная модель транзитного международного лизинга
Международный лизинг имеет как положительные черты, так и отрицательные.
К преимуществам международного лизинга можно отнести:
для лизингодателя:

  • инвестирование в форме оборудования сравнительно с денежным кредитом снижает риск невозвращения средств, так как сохраняется право собственности за лизингодателем;
  • существование амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, которыми он может, так сказать, поделиться с лизингополучателем путем уменьшения лизинговых платежей;

для лизингополучателя:

  • лизинг предусматривает 100- процентное финансирование и не нуждается в немедленном начале платежей, которые происходят не одновременно, а частично;
  • для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и старения оборудования, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;
  • лизинговое имущество не на балансе у лизингополучателя, что не увеличивает его активов и освобождает от уплаты налогов на это имущество;
  • лизинговые платежи относятся на расходы производства и обращения (себестоимость) лизингополучателя и, соответственно, снижают облагаемую налогом  прибыль;
  • арендная плата выплачивается после того, как оборудование установлено на предприятии и достигло соответствующей производительности;
  • лизинг дает возможность увеличить производство без накопления капитала;
  • обслуживание и ремонт имущества осуществляется владельцем;
  • дает возможность арендатору использовать наиболее современное оборудование;
  • срок лизинга может быть значительно большим за срок международного кредита;
  • налоговые льготы;

для всех участников международного лизинга:

  • лизинговый контракт может включать дополнительные услуги по обслуживанию оборудования;
  • лизинговое соглашение есть более гибким сравнительно со ссудной, поскольку дает возможность обеим сторонам применить удобную схему выплат;
  • производитель оборудования получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции и немедленный платеж;
  • с точки зрения хозяйственной деятельности лизинг служит средством реализации продукции, развития производства, внедрение научно-технического прогресса, создание новых рабочих мест. Поэтому государство должна быть заинтересованная в распространении и поощрении лизинговых операций.

К недостаткам международного лизинга можно отнести:

  • На лизингодателя полагается риск морального старения оборудования и получение лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга большая, чем цена купли или банковского кредита.
  • Лизингополучатель не является владельцем своих основных средств и потому не может передать их как залог в случае необходимости банковского займа, который снижает его шансы относительно получения такого займа на удобных условиях.
  • Сравнительно с продажей оборудования в кредит для лизинга характерен больший риск, который заключается в том, что лизингодатель обычно не может ограничить принятия лизингополучателем дополнительных долговых обязательств и в случае банкротства последнего не имеет возможности требовать свое имущество.
  • Лизинг может быть более дорогим чем кредит.

Вообще считается, что преимуществ лизинг имеет больше, чем недостатков. Исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Особенно привлекательным лизинг может стать в связи с введением налоговых и амортизационных льгот. Лизинговые операции имеют значительный спрос на мировом рынке, так как обеспечивают преимущества для участников соглашения.
Итак, значение международного лизинга в кредитовании внешней торговли заключается в том, что:

    • международные лизинговые платежи влияют на состояние платежного баланса страны;
    • арендные платежи, которые выплачиваются иностранными лизинговыми компаниями, увеличивают внешние расходы страны, а их поступление положительно влияет на платежный баланс;
    • приобретение имущества после истечения лизингового соглашения равнозначное импорту, и в связи с этим лизинговые операции стали объектом государственного регулирования;
    • хотя государства и оказывают содействие развитию международного лизинга, но случаются трудности, связанные с острой конкуренцией на мировом рынке, несоответствием национальных законодательств, методик расчетов, систем налогообложений.
Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы