Центральные банки. Взаимоотношения центральных банков

Важным аспектом, который характеризует взаимоотношения центральных банков с органами государственной власти, в частности с правительством, есть финансовые отношения по поводу финансирования дефицита государственного бюджета. Для того чтобы предотвратить возможное давление правительства на центральный банк относительно дополнительной эмиссии денег с целью решения проблемы дефицита бюджета, в подавляющем большинстве стран с развитой рыночной экономикой на законодательном уровне предполагается размежевание государственных финансов и средств центрального банка. Это размежевание приобретает форму запрета центральному банку предоставлять правительству прямые кредиты на финансирование дефицита государственного бюджета, а также покупать государственные ценные бумаги на первичном рынке, т.е. непосредственно у эмитента, в правительстве.

Центральные банки, как правило, есть экономически независимыми органами, которые имеют самостоятельный бюджет (смета). Они осуществляют свои расходы за счет собственных доходов, а превышение доходов над расходами направляют в государственный бюджет, не платя при этом налогов . Экономическая независимость подчеркивает особый статус центрального банка сравнительно с другими властными структурами, которые финансируются за счет бюджетных ассигнований и зависят, таким образом, от выделения им средств парламентом и правительством.

Порядок назначения руководства центрального банка также является важным фактором, который определяет его статус. В подавляющем большинстве развитых стран руководители центрального банка (президент, вице-президент) назначаются на должность главой государства или избираются законодательным органом государственной власти из кандидатур, предложенных главой государства . Сроки, на которые назначаются руководители центрального банка, по обыкновению превышают срок действия мандата исполнительной власти, которая дает возможность, во-первых, отстранить в деятельности центрального банка элемент политической нестабильности в период изменения правительства, а во-вторых, проводить денежно-кредитную политику, сориентированную на долгосрочную перспективу.

В разных странах существуют разные модели построения центральных банков и их организационной структуры. Рассмотрим для сравнения построение центральных банков двух стран - США, страны с развитой рыночной экономикой, и России - новообразованной страны.

Федеральная резервная система

В США роль центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). Она имеет самую необычную структуру из всех центральных банков мира, который представляет собой особое объединение государственных и частных элементов, централизованных и децентрализованных составляющих. В частности, организационная структура ФРС, отображает, с одной стороны, принципы децентрализации в реализации денежно-кредитной политики и в регулировании деятельности банков, а с другого - подчинение единому центру, который определяет основные основы денежно-кредитной политики и направляет деятельность всей системы.

ФРС состоит из нескольких организационных звеньев: Совет управляющих, Федеральный комитет открытого рынка, 12 федеральных резервных банков, консультационные советы .

Совет управляющих — высший административный орган управления ФРС. Он состоит из семы членов, которых назначает президент США при согласии сената. Срок их полномочий продолжительный — 14 лет и разбавленный во времени, т.е. один член Рады изменяется каждые два года. Глава Рады назначается президентом на четыре
года из членов Рады. Он может быть предназначен повторно, если срок его работы как члена Рады не прошел.

Совет управляющих определяет стратегию денежно-кредитной политики и основные инструменты ее реализации. В частности, Совет имеет полномочие утверждать изменения официальной учетной ставки, которые принимаются по решению федеральных резервных банков, устанавливать для коммерческих банков норму обязательных резервных требований, доказывать к федеральному комитету открытого рынка основные ориентиры относительно изменения денежной массы. Совет управляющих выполняет регулятивно-наблюдательнуюфункцию относительно федеральных резервных банков, банков - членов ФРС, банковских холдинговых компаний, банковских объединений и т.п..

Совет управляющих подотчетный Конгрессу. Ее обязанностью являются регулярные доклады парламента США и его комитетам о состоянии экономики, денежного рынка, банковской системы, о политике ФРС и ее реализацию на конкретном этапе.

Федеральный комитет открытого рынка сыграет важную роль в ФРС, поскольку в его распоряжении находится наиболее эффективный инструмент реализации денежно-кредитной политики - проводка операций с ценными бумагами на открытом рынке. Кроме того, с целью реализации политики ФРС относительно обменного курса национальной денежной единицы Комитет проводит операции на международных рынках денег и капиталов и с центральными банками других стран. Комитет осуществляет операции через федеральный резервный банк Нью-Йорка. В состав Комитета входят все семь членов Рады управляющих ФРС и пять президентов федеральных резервных банков, одним из них есть президент Федерального резервного банка Нью-Йорка. Другие президенты работают в комитете по принципу ротации, т.е. их назначают на должность членов Комитета на год.

Федеральные резервные банки созданы в 12 резервных округах. Они не являются государственными структурами, их капитал принадлежит банкам - членам ФРС. Тем не менее в своей деятельности банки руководствуются Основными принципами денежно-кредитной политики, определенными Советом управляющих ФРС, а не принципом максимизации прибыли. Федеральные резервные банки отвечают за реализацию денежно-кредитной политики, осуществляют эмиссию и изъятие банкнот из обращения, обслуживают коммерческие банки своего округа, осуществляют надзор за ними, ведут счета Казначейства, размещают государственные ценные бумаги, осуществляют инкассацию чеков, организовывают клиринг и оплату чеков, принимают участие в проводке межбанковских расчетов через систему Fedwіre, которой владеет и управляет ФРС, и т.п..

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы