Мотивация прямого зарубежного инвестирования ТНК

Для подготовки зарубежных рынков к своей продукции ТНК, как известно, используют такую последовательность действий:

  • экспорт товара, который производится фирмой в стране происхождения;
  • предоставление лицензии зарубежной компании для использования процесса или технологии производства (контрактные операции: лицензирование и франчайзинг);
  • распространение продукции за границей через дочернюю компанию (совместные предприятия);
  • заграничное производство (создание за границей собственного производственного подраздела).

Каждая из названных форм имеет свои преимущества и недостатки. Оптимальным выбором той или другой формы выхода на зарубежные рынки фирмы будет тот, который обеспечивает получение максимальной прибыли в заранее определенное время с учетом ограничений, обусловленных уровнем обеспеченности ресурсами, допустимым уровнем риска.

Для фирмы прямое инвестирование можно рассматривать как деятельность, которая удовлетворяет основные предпринимательские нужды, среди которых: во-первых, потребность в рынках; во-вторых, потребность в эффективности производства; в-третьих, потребность в сырье; в-четвертых, потребность в информациях и технологиях; в-пятых, потребность минимизировать или диверсифицировать риски.

Современная финансовая теория утверждает, что фирмы действуют таким образом, чтобы максимизировать рыночную стоимость акционерного капитала предприятия, который распределен между его владельцами. Если это утверждение правильное, то прямое инвестирование должно оказывать содействие достижению больших объемов продажи, доли рынка и/или прибыли.
Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций можно объяснить: во-первых несовершенством рынка и ролью правительства на рынке; во-вторых интернационализацией и электрической теорией; в-третьих, теорией портфеля.

Несовершенство рынков продукции и факторов производства, финансового рынка может возникнуть: 1) естественно 2) вследствие деятельности правительства страны.
Естественно несовершенство рынков возникает, например, в результате ограниченного объема и определенного местонахождения полезных ископаемых.

Несовершенство рынков «создают» правительства стран путем введения тарифов и нетарифных барьеров для импорта, налоговых стимулов, субсидий и контроля за финансовыми соглашениями и таким образом степень монополистического ценообразования на рынках продукции и ресурсов может значительно изменяться в зависимости от страны. Создание Европейского Союза - это также результат деятельности правительств стран на рынке, которые оказывали содействие возникновению определенных конкурентных преимуществ для ряда фирм. Олигополистичные фирмы получают преимущества в конкуренции через политику правительства и благодаря индивидуализации своей продукции, расширению номенклатуры продукции, получению патентов и авторских прав и т.п.
ТНК несовершенство рынков учитывают при:

  • распределении производства между филиалами с целью минимизации расходов;
  • получении займа на еврорынках с низкой стоимостью;
  • использовании за границей более дешевой рабочей силы;
  • распределении прибыли между филиалами с целью минимизации налогов;
  • распределении открытых валютных позиций между филиалами с целью минимизации общего валютного риска;
  • использовании производственной информации, которая является собственностью фирмы, для выпуска лучшей продукции;
  • использовании производственной технологии в нескольких филиалах по всей земной снопу производителем транспортного оборудования;
  • нефтехимическая фирма использует приоритетную технологическую базу для разработки усовершенствованных методов производства.

Интернационализация и эклектичная теория. В эклектичной модели известного американского ученого Дж. Даннинга, которая достала название «правило OLI», учтенные факторы, которые влияют на возможности реализации той или другой формы выхода на зарубежные рынки ТНК. Дж. Даннинг считает, что при принятии инвестиционных решений ТНК принимают во внимание наличие трех основных условий: во-первых, специфические конкурентные преимущества (преимущества собственности) - ownership specific advantages (ОБ); во-вторых, преимущества размещения - location specific variables (L); в-третьих, преимущество интернационализации - internalization incentive advantages (I). Первое условие связано с возможностью получения прибыли от создания собственного производства за границей, вторая - с существованием тех положительных черт в стране, которая принимает, которые должными привлекать ТНК. Третье условие заключается в том, что создание производства за границей должны быть более привлекательным, чем на местном рынке. В случае соблюдения только первого условия фирмы будут опираться на экспортную деятельность, лицензирование или продажа патентов для обслуживания зарубежных рынков.

Если к первой условию прибавить третью, то прямые зарубежные инвестиции становятся наилучшим средством обслуживания зарубежных рынков, но лишь при существовании конкретных географических преимуществ. Конкретные географические преимущества могут быть связаны с экономическими и политическими факторами. Выделяют такие важные экономические факторы: объемы внутреннего рынка; территориальное размещение естественных и материальных ресурсов; цена факторов производства, качество и производительность работы; стоимость международных перевозок и связи.

Таким образом, эклектичная теория в целому предусматривает существование положительной корреляции между конкурентоспособностью фирмы и степенью ее интернационализации, а также связывает международный успех не только с наличием конкурентных преимуществ, а и с потенциалом их глобальной мобилизации в пределах создаваемых внутрифирменных рынков.

Теория портфеля. Эта теория дает возможность понять причины прямых зарубежных инвестиций ТНК. Теория портфеля состоит в потому, что диверсифицированый портфель может обеспечивать лучшие общие результаты деятельности, чем недиверсифицированый достаточной мерой - хорошо составленный портфель инвестиционных проектов может обеспечить лучшее соотношение риска и прибыли. Также и ТНК, которая диверсифицируют свою деятельность и проникают на международную арену, могут достичь лучших соотношений риска и прибыли, чем те, кто действует в пределах одной страны.

Итак, использование транснациональными корпорациями прямых зарубежные инвестиции обусловлены производственно-экономическими и маркетинговыми, а также пропагандистскими, персональными и экологическими мотивами.

Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы