Платежный баланс Украины и оценка его позиций

Обобщенная оценка экономического состояния страны, эффективности ее международный хозяйственный связей осуществляется на основании платежного баланса. Функционально платежный баланс сыграет роль макроэкономической модели, которая систематически отображает экономические операции, осуществленные между национальной экономикой и экономиками других стран мира. Такая модель составляется с целью разработки и внедрение обоснованной курсовой и внешнеэкономической политики страны, анализа и прогноза состояния товарного и финансового рынков, двусторонних и многосторонних сопоставлений, научных исследований и т.п.. Разработка и составление платежного баланса является обязательным условием для всех стран - членов Международного валютного фонда и базируется на единой методологии соответственно стандартной классификации компонентов и структуры сведенной информации.

В Украине ответственность за составление платежного баланса на законодательном уровне положено на Национальный банк (Закон Украины «О Национальном банке Украины», Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г.). Общим Постановлением Национального банка и Кабинета Министров Украины № 517 «О составлении платежного баланса» установлен порядок координации действий министерств и ведомств относительно формирования информационной базы платежного баланса.

Составление платежного баланса базируется на системе учета операций с нерезидентами под эгидой НБУ. Эта система постоянно дополняется статистическими данными. А также под эгидой Государственного комитета статистики Украины существует система сбора информации, которая базируется на банковских операциях, которая была начата в секущие 1993 г. В рамках этой системы предоставляют информацию две категории респондентов:

  • банки, которые декларируют осуществленные на протяжении каждого месяца операции с нерезидентами, которые было проведено по доверенности клиентов и от собственного имени (форма № 1-ПБ);
  • предприятия и организации, которые открыли счета в иностранных банках (форма № 2-ПБ).

В Украине организованно замкнутую систему сбора информации. Имеется в виду, который, кроме дебетовых и кредитовых оборотов за коррсчетами с разбивкой за операциями, уполномоченные банки предоставляют информацию относительно остатков на коррсчетах на начало и конец отчетного периода. Формы предоставляются в оригинальной валюте за каждым корреспондентским счетом (ностро и лоро). Операции предоставляются в аггрегированному и закодированном виде соответственно стандартной классификации руководства относительно составления платежного баланса МВФ (пятое издание). Национальный банк Украины конвертирует эти данные в эквивалент долларов США по среднемесячному курсу.

Госкомстатом внедренная ежеквартальная отчетность для отследования движения прямых инвестиций в Украину и за границу, а также движения операций и услуг. Для составления платежного баланса Национальный банк Украины также использует официальную торговую статистику Государственного комитета статистики Украины, которая базируется на данных таможенной статистики.

Координация действий всех учреждений и концентрация информации, необходимой для составления платежного баланса, осуществляется Национальным банком Украины. Функцией Национального банка есть также непосредственное составление баланса разработки методологической и методической базы для анализа и прогнозирование платежного баланса, проводка соответствующих разработок.

Счет текущих операций включает все операции с реальными ценностями, которые происходят между резидентами и нерезидентами, а также операции, связанные с безвозмездным предоставлением или получением ценностей, которые предназначены для текущего использования. В структуре текущего счета выделяются четыре основных компонента:

  • товары;
  • услуги;
  • доходы;
  • текущие трансферты.
Финансовые инвестиции,валютные рынки,иностранные инвестиции,международные финансы